Ян Чеботарев: «Квадрат» развалился во многом из-за давления налоговой

Тянущаяся с 2012 года тяжба между налоговой и сетью магазинов электроники и бытовой техники «Электронный квадрат» будет рассматриваться судом по правам человека. За это время юристам удалось отбить претензии на сумму около 180 млн рублей. Сейчас они требуют от государства компенсировать наложенные штрафы.

В конце сентября третья секция Европейского суда по правам человека признала приемлемой жалобу на несправедливое решение российских арбитражных судов предпринимателя Андрея Яркова, который работал под брендом «Электронный Квадрат». Заявителю также сообщили, что до 10 января 2018 года российские власти должны представить в суд по правам человека свою позицию относительно претензий предпринимателя к национальному правосудию.

Право на допрос

Как рассказал представлявший бизнесмена Ян Чеботарев, поводом для обращения в ЕСПЧ стал отказ судьи арбитражного суда Кировской области и вышестоящих судов в заслушивании свидетелей в ходе судебной тяжбы с налоговой службой.

– 6 статья Европейской конвенции по правам человека говорит о том, что любой человек, привлекаемый к уголовной и иной ответственности имеет минимальный набор прав. В числе их право допрашивать всех свидетелей, и которые дают показания против него, и тех, кто дает показания в его пользу. Мы в каждой инстанции заявляли такие ходатайства, нам везде отказали. На этом основании мы заявляем о нарушении прав и просим выплатить господину Яркову соразмерную компенсацию. Ровно ту сумму, на которую предприниматель был оштрафован налоговыми органами, — пояснил Чеботарев.

В следующем году ЕСПЧ после соблюдения всех формальностей должен будет вынести свое решение. Конечно, российские власти пока могут пойти на мировую и признать нарушение прав Андрея Яркова в арбитражных судах.

Выездная налоговая проверка

История, которая стала поводом для обращения в Европейский суд по правам человека началась еще пять лет назад. В 2012 году УФНС по Кировской области  провела выездную проверку сети магазинов «Квадрат». Фактически под этой торговой маркой работало несколько субъектов. В том числе крупный розничный бизнес представлял под этой торговой маркой представлял ИП Ярков.
По нашей информации, уже в самом начале проверки налоговики заявили, что будут рассматривать все предприятия, использующие товарный знак «Квадрат» или «Электронный квадрат», как принадлежащие ИП Яркову. В результате в начале 2013 года возник акт проверки, по которому этому ИП доначислили налоги по операциям других предпринимателей. Сумма доначислений оказалась астрономической — около 190 млн рублей.
К ситуации подключились юристы. После рассмотрения их многочисленных возражений налоговые органы сократили размер своих претензий на 100 млн рублей. Но и эти доначисления в размере около 90 млн рублей вызвали возражения со стороны бизнесмена.

Странные свидетели

Среди прочего налоговики пытались доказать, что Ярков не имел права использовать ЕНВД, поскольку занимал большие торговые площади, чем разрешено по закону. Чтобы обосновать эту позицию, налоговые органы искали покупателей, которые приобретали товары у Яркова и допрашивали их. Суть вопросов состояла в том, чтобы выяснить, где именно располагался купленный в «Квадрате» холодильник или телевизор, в торговых помещениях.

– Фамилии этих свидетелей нам показались очень знакомыми, — вспоминает Чеботарев.— Выяснилась забавная ситуация. Сотрудники отдела выездных налоговых проверок налоговой инспекции города Кирова в качестве свидетелей своих коллег из отдела камеральных проверок. У нас мгновенно возникли подозрения в объективности этих показаний.

Когда на рубеже 2013–2014 годов дело о доначислении налогов ИП Яркову стали рассматривать в арбитражном суде Кировской области, его представители решили задать этим свидетелям целый ряд дополнительных вопросов. В первую очередь юристов интересовало, как эти покупатели установили, что привезенный им товар — действительно тот, который они видели в определенном месте магазина «Электронный квадрат». Были у бизнесмена и другие свидетели, которые выразили готовность дать противоположные, содержащимся в деле, показания.

Закат «Квадрата»

Суд первой инстанции отказался заслушивать свидетельские показания, но очень активно использовал представленные налоговиками материалы допросов при вынесении решения. Это стало основанием для апелляции и кассации. Но и эти суды отказали ИП Яркову в праве на допрос свидетелей.

Осенью 2014 года решение суда вступило в законную силу. ИП Яркова обязали выплатить государству доначисленные налоги и штрафы. Правда, сумма претензий сократилась примерно в 13 раз — с 190 до 14,7 млн рублей.

На налоговые требования наложился валютный кризис осени 2014 года. В результате в самом начале 2015-го магазины «Электоронный квадрат» были закрыты. Часть их них так и не возобновила работу. Впрочем, и оставшиеся в Кирове «Квадраты» прекратили деятельность год спустя.

– Я не могу сказать, что проблемы «Квадрата» связаны только с доначислениями налогов. Тем не менее, не много в Кирове найдется бизнесов, которые способны без последствий изъять из оборота более 14 млн рублей. Плюс, на протяжении нескольких лет всю структуру капитально лихорадило. Предприятие не имело возможности кредитоваться, у него был заблокирован счет, мы, юристы, тоже работали не бесплатно. Из-за действий налоговой службы предприятие понесло колоссальный ущерб, — резюмирует Ян Чеботарев.

Узнайте больше о персоне: Чеботарев Ян Евгеньевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: