Абоненты-должники перейдут к коллекторам

Анна Гончаренко Компания «МТС» объявила тендер на выбор агентства для передачи прав требования по дебиторской задолженности. Таким образом, недобросовестные абоненты будут вынуждены отдавать деньги не сотовому оператору, а коллекторам, которые и станут их кредиторами. Сейчас «МТС» выставляет на продажу портфель на общую сумму в 580 млн рублей. Процедура передачи долгов коллекторским агентствам привычна для банков, но для телекоммуникационных компаний это новый шаг. - Меры, направленные на продажу дебиторской задолженности nелекоммуникационной компанией коллекторским агентствам (сделаю акцент именно на коллекторских агентствах) нельзя назвать излишне радикальной, а следует рассматривать как достаточно смелый шаг и весьма противоречивый способ возврата денежных средств, - считает Игорь Ларин, директор юридической фирмы «Ларин и Партнеры». - Практически все знают, кто такие «коллекторы», равно как и способы и методы их работы. Продажа дебиторской задолженности «коллекторским агентствам» неизбежно отразится на репутации телекоммуникационной компании, что повлечет негативное отношение потенциальных клиентов и отдельных абонентов. При этом, как правило, «козырем» телекоммуникационных компаний, может являться снижение стоимости предоставляемых услуг, улучшение их качества по сравнению с услугами предоставляемыми конкурентами, предоставление иных бонусов, направленных на привлечение клиентов. Помимо передачи долгов абонентов агентствам, компания может предпринять и другие меры. - Прежде всего, это качественная претензионная работа телекоммуникационной компании с должниками на стадии досудебного погашения долга (своевременное направление требований, расчетов, претензий, составление и утверждение графиков погашения задолженности и пр.), - продолжает Игорь Ларин, - Кроме того, существует и взыскание задолженности в судебном порядке. Судебное взыскание задолженности осуществляется различными способами в зависимости от того, кто выступает должником - физическое и юридическое лицо. С физических лиц взыскание долга производится в суде общей юрисдикции. Тяжбы в отношении юридических лиц и предпринимателей осуществляются в арбитражном суде. После вступления судебного решения в законную силу, взыскатель вправе направить исполнительный документ в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда. На данной стадии взыскания кредитор также может произвести уступку права требования и произвести замену стороны в исполнительном производстве ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Порядок процессуального правопреемства определен статьей 44 ГПК РФ. Вопрос о замене стороны правопреемником рассматривается судом по заявлению заинтересованного лица или судебного пристава-исполнителя в судебном заседании. Возникает и еще один закономерный вопрос - не будут ли эти меры нарушать права абонентов? Насколько вообще приемлема данная практика? - Положения, регулирующие уступку права требования, изложены в главе 24 ГК РФ. В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), которое принадлежит кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено договором или законом. Однако в связи с данными положениями гражданского законодательства надо иметь в виду, что, если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору (п. 3 ст. 382 ГК РФ). Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие, связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты. Вместе с тем, в соответствии со ст. 385 ГК РФ должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, которые имеют значение для осуществления требования. Данные положения в полной мере применимы по отношению к абонентам – юридическим лицам. Несколько иначе обстоит дело с физическими лицами. В силу пункта 2 статьи 388 ГК РФ не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника. Гражданин, имея договорные отношения по договору предоставления услуг связи с телекоммуникационной компанией как субъектом, наделенным в установленном государством порядке соответствующим специальным правом (подтверждается соответствующей лицензией) и априори несущим законные обязанности перед потребителями (в любом обязательственном правоотношении потребитель всегда является не только «специальным» должником, но и «общим» кредитором в контексте положений пункта 2 статьи 308 ГК РФ), при реализации условия договора об уступке права требования общего характера может оказаться в отношениях с одним из коллекторских агентств, работа которых не урегулирована законодательно, или иного неизвестного потребителю лица, в том числе лица, изначально не осуществляющего деятельность на потребительском рынке и в этой связи не обязанного соблюдать правила, установленные законодательством о защите прав потребителей. Очевидно, что при возникновении таких обстоятельств гражданин-потребитель оказывается лишенным законных преференций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Данная позиция согласуется с позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации. В рассматриваемом случае, нарушенное право абонента (потребителя) может быть восстановлено в судебном порядке, также абонент вправе обратится с соответствующим обращением в органы прокуратуры и Роспотребнадзора.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: