«Водка, матрешка, балалайка»: подъем патриотизма повысил спрос на русские сувениры
Этой весной кировская фабрика «Сувенир» продемонстрировала свою продукцию в китайской провинции Сычуань и теперь ведет переговоры о поставках в Поднебесную матрешек в виде панды. Председатель совета директоров «Сувенира» Дмитрий Ларюшкин очень рад продвижению предприятия на китайский рынок, но больше его интересует рынок российский. Почему производители сувениров считают его перспективным, и как на производстве матрешек сказалось присоединение Крыма и обесценение рубля, Дмитрий Ларюшкин рассказал в интервью «Навигатору».
Как сейчас продвигается ваш китайский проект?
– Проект чувствует себя нормально. Китайские партнеры достаточно тяжелые. Они ничего не решают быстро. Нас изначально об этом предупреждали, и мы к этому готовились. Сейчас мы сделали коммерческое предложение. Ждем ответа. Но его можно ждать и три, и четыре месяца и полгода.
Мне интересней делать матрешки не для Китая, а для внутреннего туризма в России. Или, например, если министерство образования будет закупать у нас на фабрике заготовки, чтобы дети их разрисовывали.
Сувениры для детей?
– Матрешка изначально была не сувениром, а игрушкой. Мало кто знает, но у нее серьезный развивающий потенциал. У малышей она развивает мелкую моторику, а значит, и мышление. Для начальных школьников можно сделать матрешку только с контурами, чтобы они самостоятельно расписывали их.
А если рассматривать направление сувенирной матрешки. Какова сейчас ситуация на рынке?
– Ситуация в стране идет нам во благо. Подъем патриотизма способствует увеличению продаж национального русского продукта. А чем известна Россия: водка, матрешка, балалайка и медведи. Мы огромная страна, у нас есть масштабное культурное наследие. Его нужно не только сохранять, но и развивать. Включать в современную жизнь, в современные бизнес-процессы.
Сейчас начинается туристический сезон, рынок сувенирной продукции только-только начал просыпаться. Развитие внутреннего туризма расширяет и наши возможности: воссоединение с Крымом, развитие Сочи, начало развития туристического кластера на Алтае, плюс увеличение притока иностранных туристов из-за изменения курса валют в Санкт-Петербург и в центральную Россию.
Мы, пожалуй, единственное предприятие, которое делает матрешку с миниатюрами. Это позволяет создавать гибкую линейку продукции. Например, в Санкт-Петербург мы поставляем матрешки с питерской архитектурой. У нас есть матрешки для Сочи. Недавно выпустили серию матрешек к соревнованиям «Формула 1».
По заказу вятскополянского предприятия мы делали серию уникальных матрешек к 9 Мая для подарков ветеранам. Думаю, этим сотрудничеством остались довольны все. И мы, и заказчик, и, главное, ветераны. Они получили абсолютно уникальные подарки, отражающие именно то тяжелое время. Мы гордимся этим. Мы гордимся тем, что можем доставить радость подарка.
Мы вводим новое понятие матрешки как бизнес-сувенира. Планируем начать сотрудничество с авиакомпаниями. Уже подготовили образцы. Одно дело подарить ручку «Паркер», которая одна и та же по всему миру. Другое дело подарить уникальный русский сувенир, который отражает специфику отрасли или конкретной фирмы. Мы должны производить свои подарки - и дорогие, и дешевые.
Как сочетается производственный процесс и творческая составляющая?
– Матрешку может нарисовать каждый художник. Но сделать процесс производства массовым сложно. Не секрет, что для выживания предприятия, которое производит массовую продукцию, необходимы большие объемы выпуска. На сегодня у нас работает 155 сотрудников. За короткое время нам удалось создать из отдельных группочек целостный коллектив. И плюс не только в улучшении психологического климата. Даже мощности фабрики благодаря этому выросли процентов на 20.
Мы сохранили конвейерный тип производства, включая роспись. Это позволяет нам очень успешно конкурировать на рынке. У нас художник не рисует матрешку от начало до конца. Роспись разбита на этапы. У мастеров есть возможность «набить руку» на отдельных элементах: лицо, коса, сюжеты. Это повышает производительность.
Мы пока только думаем об увеличении доли автоматизации предприятия. Но изменение курсов делает покупку нового, например, токарного оборудования нерентабельной. Импортное оборудование стоит дорого, а отечественного просто нет.
Тем не менее, мы сознательно хотим сохранить на фабрике существенную долю ручного труда. Он позволяет придать каждому изделию определенную долю уникальности. Мы точим на автоматах только матрешки нижнего ценового сегмента, тогда как конкуренты пытаются автоматизировать даже роспись.
Нехватку художников я бы назвал настоящим кадровым голодом. Эти навыки передаются из поколения в поколение. Слава Богу, нам удалось сохранить художников высокого уровня. Настоящую художественную элиту. Правда, таких людей должно быть больше. Для этого нужно восстанавливать былую славу фабрики.
Кстати, многие думали, что фабрика матрешки так и не пережила 90-е гг.
– Наша компания «Арт Альянс» приобрела ЗАО «Сувенир» еще в 1998 году. Предприятие тогда испытывало финансовые трудности, поэтому обратилось к нам, как к своим партнерам. На тот момент «Арт Альянс» была одним из лидеров в сфере продажи сувенирной продукции. Мы поставляли сувениры как на российский, так и на международный рынок.
С того времени, мы произвели инвестиции в фабрику и полностью взяли на себя функцию по продвижению продукции ЗАО «Сувенир» на рынке.
После того, как мне в начале года поручили возглавить это направление, мы решили несколько расширить функции фабрики. Поставлена задача привлечь внимание к своей деятельности на местном уровне, начать поставки продукции на кировский рынок.
Я понимаю, что в Кирове нет такого потока туристов, как на курортах. Здесь не будет таких объемов продаж. Поэтому родилась идея создать в Кирове музей матрешки. Но пока экономическая ситуация достаточно сложная, мы не форсируем это направление. Мы готовимся, собираем информацию, просчитываем сметы. Если будет поддержка соответствующих органов, мы готовы запустить такой проект. Не сомневаюсь, найдутся желающие посетить нашу фабрику, посмотреть, как рождается матрешка, потрогать, увидеть.
История вятской матрешки
Матрешка, ставшая одним из символов России, появилась не так давно, чуть более 100 лет назад. Первая деревянная кукла была изготовлена в 1899 году в мастерской «Детское воспитание» токарем Звездочкиным и расписана в русском национальном стиле художником Малютиным. Считается, что ее прототипом была японская фигурка буддисткого мудреца Фукурамы. Ее в Россию привезла супруга известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова.
Уже на следующий год русская матрешка произвела фурор на Парижской выставке. За считанные годы производство матрешек освоили десятки мастеров в Сергиевом Посаде, который тогда был центром производства деревянной игрушки. После этого матрешки распространились по многим центрам народных промыслов.
Первая вятская матрешка датируется 1924 годом. В тридцатых годах в области начинают создаваться артели, которые среди прочего производили и матрешек. В 1937 году такая артель было основана и в предместьях Кирова. Именно это предприятие стало прямым предшественником ЗАО «Сувенир».
До 60-х гг. XX века матрешка воспринималась в первую очередь, как детская игрушка, хотя первые сувенирные серии появились уже в самом начале XX века.
В условиях массового производства роспись матрешки была достаточно простой. Но с расширением международных связей, матрешка начинает восприниматься как национальный сувенир. Это стало мощным толчком к развитию художественной составляющей промысла.
В 90-е годы произошло разделение традиционной матрешки и матрешки, отражающей текущую ситуацию. Возникли мастерские, выпускавшие матрешки с изображениями политических деятелей и известных актеров. Серьезный удар по отрасли нанес приход на рынок сувенирной продукции китайского ширпотреба.
Несмотря на все потрясения, в Кировской области сейчас успешно действует два предприятия, которые производят традиционную вятскую матрешку. Их продукция поставляется на внутренний и мировой рынок.
Комментарии:
Добавить комментарий