«Титаник» утонул, но спас российский кинопрокат

Одни фильмы способны возродить сферу кинопроката практически «из пепла», до окончания других зритель едва может досидеть. Подобрать кино так, чтобы удовлетворить ожидания, главная сложность современного бизнеса кинопрокатчика.

Возможен ли кинотеатр без поп-корна, как выбираются картины для проката и почему в районах Кировской области практически нет кинотеатров «Навигатору» рассказал Денис Ивонин, коммерческий директор кинотеатра «Смена».


Денис, скажите, кто сейчас ходит в кино?

- Для нашего кинотеатра, конечно, основной аудиторией являются семейные люди, которые смотрят детские фильмы, все, что является семейным форматом, мы всегда показываем. Это первая категория. А вторая это молодежь от 16 до 25 лет. В принципе, если не говорить про «Смену», то это основной контингент кинотеатра. Но здесь очень большую роль играет репертуар. Сейчас есть жанровое кино, которое ориентировано на молодежь, например ужасы, но при этом существует и кино, которое ориентировано на более старшего зрителя. Это крепкое российское кино: «Адмирал», «Турецкий гамбит», какие-то большие проекты Никиты Михалкова. Оно притягивает в кинозалы не только молодежь, но и зрителя за 30.


А каким образом составляется афиша?

- Для всех представителей отрасли кинопроката 4 раза в год проходят кинорынки. В декабре и марте в Москве. В Сочи, совместно с «Кинотавром», еще один. И в сентябре большой киноэкспорт в Санкт-Петербурге.
На этих кинорынках собираются все дистрибьюторы, крупные мейджеры: Sony, Paramount Pictures — т.е. все студии которые выпускают кино, и туда же приезжают представители всех кинотеатров. И там каждый кинотеатр набирает свой пакет фильмов примерно на три месяца. Студии делают презентации своих фильмов, привозят звезд, рассказывают о маркетинге кино. Словом, дается много информации для того чтобы у управляющих кинотеатром создалось нужное впечатление о том, какое кино выбрать для своего зрителя.


А российское кино, там как-то представлено?

- Я часто слышу обвинения в том, что кинотеатры не показывают российское кино. Но во-первых, российских фильмов снимается в год всего 50, окупаются из них 10. И если нам ориентироваться только на российское кино, то кинозалам нечего будет показывать. А во-вторых, лучшие проекты никогда не остаются незамеченными, например, «О чем говорят мужчины» или любая из серий «Три богатыря» студии «Мельница». Эти фильмы били рекорды и вытесняли из афиши любые иностранные фильмы.


Существует какая-то сезонность в прокате?

- Однозначно, да. И многие прокатчики, стараются не выставлять крупные релизы, например, в феврале. Поэтому мы видим порой большой дефицит мультфильмов. Мы даже пытаемся как-то договариваться, пишем гарантийные письма о том, что мы заранее просим фильм, потому что нас аудитория требует. Иногда нам идут навстречу, иногда нет. Бывает такое время, когда нет кино. Но март обычно довольно насыщенный для нас месяц. Прокатчики все равно подстраиваются под интерес аудитории, семейные фильмы стараются выпускать ближе к каникулам или праздникам.


Достаточно ли в Кирове кинотеатров?

- Я считаю, что в городе достаточно залов для того, чтобы на данный момент спрос был обеспечен. В Кирове есть большой мультиплекс, два кинотеатра с тремя залами и три однозальника. Этого хватает для того чтобы показать все кино, которое заслуживает внимания, и на которое будет спрос зрителя. Зрителя в Кирове на самом деле не так много, но он есть.


А по области какова ситуация?

- Есть кинотеатр в Кирово-Чепецке, однозальный «Люмьер», есть кинотеатр в Котельниче. Фактически как такового кинопоказа в области на данный момент не существует. Потому что он требует очень больших вложений. Восстанавливать старые кинотеатры сложно, проще построить заново, потому что там все просто не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Это большие инвестиции, и на кого они должны ложиться, неизвестно.

В мире практика такова, что кинопрокат поддерживается государством, в России этого нет, наши кинотеатры сами себя развивают. Соответственно, в области просто некому поднимать данное направление. В Чепецке, Котельниче все вывозится исключительно на плечах предпринимателей, которые пытаются как-то улучшать досуг своих районов. Это интересно только им, ну и жителям, конечно.

Вообще система российского кинопроката была полностью разрушена, вместе с Советским Союзом. Кинотеатры закрывались, потому что не было ни кино, ни прокатных компаний. У нас в городе работал один кинотеатр и тот еле выживал. Рынок начал оживать ближе к началу 2000-х годов, начали приходить дистрибьюторы, которые прокатывают большое кино. И кинотеатры из мебельных центров, ночных клубов начали возвращаться к своему профилю. Я не говорю про «Смену», она всегда была детским кинотеатром. Когда в 1999 г. культурный фонд «Эрмитаж» взял в аренду здание кинотеатра, здесь работал один из двух залов и то практически не работал. А то место, где сейчас кафе, вообще было затоплено, вода стояла.

Если же вернуться к истории кинопроката в стране в целом, то знаковым фильмом для нее является «Титаник». Именно он возродил всю индустрию. Под этот фильм в Калининграде, насколько я помню, даже специально построили кинотеатр. Отсюда можно считать историю современного российского кинопоказа. Та выручка, которая была сделана после «Титаника», позволила кинотеатрам начать развиваться.


Насколько сегодня необходимы кинотеатру сопутствующие услуги, развлечения, кафе?

- Обязательно. Объясню очень простую вещь. Есть такое понятие, как инфраструктура культурного центра. Она подразумевает наличие каких-то дополнительных развлекательных моментов. Даже в театрах буфеты всегда есть. Если мы говорим про кинотеатр, то попкорн-бары — это неотъемлемая часть кино. Потому что поход в кино - это развлечение. Люди приходят провести свое свободное время, отдохнуть, отвлечься от повседневных дел. Так что попкорн-бары обязательны, и, естественно, еще какая-то точка общепита. Потому что кино, как и любое другое зрелище, требует энергии, поэтому перекусить после получения каких-то культурных эмоций, это нормальная человеческая потребность.


Сейчас клубы, различные досуговые кафе часто предлагают своим зрителям просмотр фильмов, ставят проекторы. В какой-то мере вы считаете их своими конкурентами?

Абсолютно нет. Кафе вообще не имеют права показывать кино, поскольку это лицензируемая деятельность. Для проката каждого фильма кинотеатр заключает договор с компанией и перечисляет определенную часть выручки. В данном случае все делается на усмотрение учредителей каждого кафе.

Я знаю, что существует показ в различных культурных центрах, но они обычно имеют разрешение напрямую от создателей фильма, режиссеров. И они фильмы показывают для того, чтобы как-то развивать культуру. А обычное развлекательное кино в кафе — все на усмотрение владельца. Но это не является ключевой деятельностью, а всего лишь некая сопутствующая система привлечения клиентов. Для нас же это основная деятельность.

И, конечно, цифровой проектор определенного качества, способный демонстрировать различные форматы фильмов, кресла, отличный звук, никакого отвлечения от показа, все это в УТП кинотеатра, кафе не могут даже близко соперничать.


Какие-то новые технологии в сфере кино нас ожидают?

- Современный кинотеатр должен обладать цифровой проекцией и возможностью показа фильмов в формате 3D. Есть и другие технологии, но пока до Кирова они не дошли. Сейчас выходят на рынок фильмы в разрешении 48 и даже 60 кадров. Что это значит? Пока все кино снимается в 24 кадра. Первый фильм, который вышел в формате 48 кадров — это «Хоббит». Мы планируем ставить данную технологию в мае. Но эта технология снова делит зрителя на две категории — кому-то нравится, кому-то нет. В первую очередь потому что теряется «киношность» показа. Картинка приобретает такую телевизионность и глянцевость, все очень ровно и четко видно. Но при этом и эффекты выглядят более реалистично, т.е. кино становится более реалистичным. Но многие ведь в кино ходят за иллюзией, поэтому зрители делятся на два лагеря.


Вы сами какое кино предпочитаете?

Сейчас я начинаю выбирать кино, которое оставляет эмоции, заставляет задуматься. Я предпочитаю активный отдых, это является моей разрядкой. А в кино хожу для получения какого-то опыта, личностного в первую очередь. Из последних картин «Отверженные» на меня произвели впечатление. Это действительно заслуживающий внимания аудитории проект. Но в то же время были люди, которые выходили с сеанса. Не все ожидали увидеть подобное, достаточно необычное кинопроизведение. Это мюзикл, при этом он с субтитрами, т.е. на языке оригинала. Но те кто шел и знал, на что идет, были удовлетворены.


Денис Ивонин

Год рождения — 1984
Образование — ВГГУ, факультет управленческих кадров,
  - президентская программа повышения квалификации управленческих кадров при правительстве Кировской области,
  - курс МВА в Кирове,
  -  американская программа подготовки концессионеров по кинобару, программа повышения квалификации сотрудников киноотрасли.

Карьера — с 2005 г. работает в кинотеатре «Смена», прошел путь от медиа-планирования до стратегического управления площадкой.
В данный момент коммерческий директор кинотеатра «Смена».

Хобби — сноубординг, серфинг - председатель кировского отделения российской федерации серфинга. Панк-рок — играет на ударных.

Узнайте больше о персоне: Ивонин Денис Владимирович
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: