Смельчак, открывший частный театр

Принято считать, что театр без государственного финансирования существовать не может. Но отдельные отчаянные головы в России готовы опровергнуть это убеждение

Во Владимирской области недавно открылся «Забавный театрик Романа Ляпина» и за несколько месяцев вышел на самоокупаемость. Его создатель-директор прежде никогда не занимался бизнесом, а в прямом смысле все жизнь играл в куклы. По той простой причине, что он — актер-кукловод. Каково это - открыть и содержать свой театр, и насколько жизнеспособно такое явление новоявленный бизнесмен Роман Ляпин рассказал «Навигатору».

Считается, что театрами рынок перенасыщен, существуют государственные театры, и создавать частные не имеет смысла. Какова на самом деле ситуация в этой сфере?
-  В театральной среде практически нет альтернативных предложений. Равно как и нет выбора вообще. Если рассматривать профессиональные театры, то жители большинства регионов ограничены в выборе двумя-тремя муниципальными театрами.
Например, у нас во Владимирской области есть драматический театр, театр кукол, театр «Разгуляй». На 1,5 миллиона жителей области этого очень мало. А потребность на самом деле огромная. В выходные просто некуда сходить с ребенком, с друзьями. Театров должно быть больше, и пусть они будут хорошие и плохие. Но они должны быть! И в районных центрах тоже. В Рыбинске, к примеру, в маленьком городе  Ярославской области, действует государственный театр. А в небольшом литовском городе Паневежис (население примерно 100 тысяч человек), где работал и создавал свой театр Юозас Мильтинис, где сделал свои первые шаги в профессии актер и режиссер Донатас Банионис, работает 5 профессиональных театров.
А в большинстве регионов ситуация критическая. В районах если и есть театры, то они, как правило, народные. И существуют внутри государственной структуры. А это уже накладывает определенный отпечаток на деятельность театра. Поскольку сразу вступают в действие иные законы существования искусства. Как это не прискорбно осознавать, но у нас государственная сфера культуры инертна. Очень тяжело  принимает новые идеи, новые формы. Если что-то происходит, и это «что-то» не понятно, то наши чиновники автоматически считают новые проявления опасными.

Часто позиция чиновников сводится к фразе «как бы чего не вышло». А я всегда стремлюсь к тому, чтобы «как бы чего вышло». Мне тяжело это осознавать, но наша театральная система живет схемами 60-70 годов прошлого века. А искусство имеет право на эксперимент. Если он неудачный - он умрет сам. Но этот эксперимент должен состояться, и мы должны двигаться вперед.

Похоже, что частный театр - это и есть тот самый эксперимент. Несмотря на то, что частные театры - это хорошо забытое старое. Антрепризой актеры жили еще в 19 веке. Как строится ваша система сейчас?
- Я работаю вне бюджетных средств, поскольку решил, что уже хватит кормить систему. Мне довелось работать в государственных театрах Новосибирска, Ярославля, Краснодара и в городах Франции.
Репертуарный театр — это система, которая загоняет тебя в рамки. А мне хочется делать свой продукт, за который я буду полностью нести ответственность, и за который я хочу получать деньги и давать работу людям. Я назвал свой театр  «Забавный театрик Романа Ляпина», в нем работают и люди, и куклы. Театрик живет по законам антрепризы. Нужно просто найти людей, единомышленников. Я приглашаю своих друзей, сокурсников из других регионов, зову профессиональных актеров. Они приезжают, и мы вместе делаем проект, обкатываем его. Конечно, мы развиваемся очень медленно, и нет возможности выдать сразу большой репертуар. Но на сегодняшний день есть 2 полноценных детских спектакля. И я не верю, когда мне говорят: «Вы знаете, билеты к вам никто не купит, у нас бедное, неплатежеспособное население». Это не правда. Если начинать с малых форм и с небольшого количества актеров, то проект окупается.

Неужели ваши спектакли собирают достаточное количество средств, для того чтобы частный театр существовал как самостоятельная творческая единица?
- Я содержу свой театр сам. Когда меня приглашают режиссировать городские мероприятия, я берусь за эту работу. Все, что было мною заработано в Краснодаре, Ярославле, во Франции, сейчас все деньги вложены в «Забавный театрик Романа Ляпина». Но один я, конечно, не справился бы. В Коврове мне помогают многие люди, в частности бизнес. Мы совпали и по концепции, и по творческим задумкам. Работаем для детей. И во многих моих творческих заморочках  бизнес принимает участие и берет на себя расходы по созданию спектаклей. Если раньше для своих проектов мне приходилось снимать помещение, то сейчас строится детский творческий центр. Выкуплено 180 квадратных метров площади, где будет размещаться и детский театр, и творческий центр, и театральная школа.
В сегодняшних условиях кроме высокого искусства, должны существовать дополнительные опции, которые работают на сверхзадачу. Сверхзадачей как раз и является театр. Потому что окупить себя самостоятельно он не может.

Искусство - дело дорогое, какие средства нужны для того, чтобы содержать свой театр?
- Я не могу назвать сумму стартового капитала. Но если анализировать затраты на материально-техническую часть, то цифры будут такие. Создание кукол, костюмов и механизмов в зависимости от сложности обходится в 150-500 тысяч рублей. В отсутствии своего помещения аренда зала съедает 50% выручки от спектакля. Значит, я не могу себе позволить продавать билеты как бюджетный театр по 100 рублей. Я  продаю их по 250. Это нормальная ставка. Зал камерный, на 40 мест.
При подсчетах, сборы с одного спектакля - 10 тысяч рублей. Половину суммы отдаю за аренду, остальные деньги - актерам. Сейчас театр по окупаемости идет в ноль, и это хорошо. Потому что открылись мы 1 июня 2012 года. Но есть надежда на развитие, действует сарафанное радио. Люди  начинают интересоваться театром. Зритель приходит.

Есть ли примеры успешного существования частных театров в других регионах?

- В Ярославле есть частный театр «Ёжики». Его организовали два парня. Кто-то им подарил или отдал помещение. И они за год его ремонтировали. Возник альтернативный театр. Они работают хорошо - сильная труппа. И мы будем с ними в дальнейшем сотрудничать. Здесь важно заручиться поддержкой близких, театр «Ёжики» - это семейный бизнес. Все ребята — из творческой среды, поэтому есть понимание. И этот театр существует уже 2-3 года. Есть примеры, когда частные театры просто идут в детские сады, играют там спектакли.

Еще пример. Частный театр «Волшебное колесо» в Краснодаре. Люди были вынуждены уйти из госструктуры. Но им помогают с продажей билетов, и работают ребята не только у себя в городе, но и в Санкт-Петербурге, в Москве. Кстати, скажу, что столица — далеко не эталон по качеству и количеству частных театров. Там чаще выживают, чем творят. Санкт - Петербург в этом отношении держит марку культурной столицы. Там есть и маленькие театрики, и творческие сообщества, все вращается, движется. Петербург более мобильный. Их театры часто уезжают на гастроли в Финляндию, Швецию. Мечтать о таком же развитии нам пока не приходится. Владимирская область выключена из всероссийского театрального процесса, и меня это глубоко печалит.

Досье:

Роман Ляпин, создатель, директор, худ.рук. «Забавного театрика Романа Ляпина», Владимирская область

Дата рождения: 4 июля 1976
Образование – высшее профессиональное, Ярославский гос. театральный институт, специализация – актер театра кукол
Хобби – театр
В профессии - с 2001 года

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: