Сетевой тупик: на ремонт сетей в Кирове нужно 7 млрд рублей

В Кирове завершились очередные гидравлические испытания. Удивительно, но они прошли без крупных аварий. Ведь износ тепловых сетей в городе составляет более 90%. А для того, чтобы заменить сети, нужна гигантская сумма в 7 миллиардов рублей, которой в бюджете Кирова нет. Как решить эту проблему? С конкретными предложениями к депутатам ГорДумы обратилось ОАО «КТК». Но народные избранники так и не пришли к решению.

Исполнительный директор компании Владимир Шабанов, рассказал «Навигатору», почему ржавые трубы еще работают, и как долго они продержаться. 


Владимир Федорович,  в мае на совещании депутатов Гордумы вы заявили, что теплосети Кирова изношены более чем на 90%. Как город пришел к такой ситуации?

Эта проблема не только города Кирова, но и большинства муниципальных образований Российской Федерации. Проблема  имеет свою историю, которая уходит в 80-90 годы, когда тарифы за услуги ЖКХ для населения были очень низкими. Финансировать разницу должно было государство, и оно делало вид, что делает это. Реального финансирования не было. Все это последствия недофинансирования ремонтов, перекладок, технического перевооружения теплового оборудования.


Сколько средств требуется,  чтобы заменить изношенные коммуникации? Как, по вашему мнению, возможно профинансировать эти работы (кредит, выделение бюджетных средств и т.д.)?

Для замены всех тепловых сетей в городе Кирове требуется 6-7 млрд рублей (Для сравнения: доходы бюджета кировской области на 2014 год составят 39,7 млрд руб., прим. ред.). Это могут быть целевые кредиты, бюджетные средства и теоретически даже платежи населения. Наиболее реальным вариантом нам представляется вариант с привлечением заемных средств. Для того, чтобы эти затраты не перекладывать на плечи населения, выполняемые работы должны привести к снижению издержек и, соответственно, получаемая экономия должна идти на возврат заемных средств.


На заседании Гордумы один из депутатов предложили  деприватизировать, т.е. выкупить теплосети. Как вы относитесь к этой идее?

Как к политическому лозунгу отдельного депутата, не совсем пока разбирающегося в вопросах ЖКХ города. Сегодня 500 км сетей в городе являются муниципальными. Они находятся у нас в аренде. Еще порядка 200 км сетей вместе со станциями — это собственность КЭС-холдинга. Ну, допустим, выкупили. А что дальше делать будут? Поэтому вопрос не в том, муниципальные сети или нет, а в том, как это дальше скажется на состоянии этих сетей. Позволит ли решить какие-то глобальные проблемы в вопросах их реорганизации, перекладок и т. п.?


На  Гордуме вы говорили о том, что  возможен вариант привлечения заемных средств для проведения ремонтов. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?

Привлечение заемных средств возможно только для того, чтобы проводимые работы снижали издержки. То есть получаемая при этом экономия являлась источником возврата инвестиций. Условно, перекладываем сети — снижаем потери сетевой воды, потери тепловой энергии, потребление электроэнергии. Получаемая экономия идет на возврат инвестиций. В результате, такие работы не приводят ни к повышению тарифов, ни к их снижению.

Однако, есть одно небольшое «но». 200 км наших сетей имеют источник для их реконструкции в объеме амортизации в 200 млн рублей. А на 500 км сетей муниципальных — 50 млн рублей. Во-вторых, для того, чтобы привлекать деньги необходимо иметь какое-то обеспечение. Арендуемые сети не могут выступать в качестве залога. Под аренду нам никто ни копейки не даст. Поэтому и встал вопрос, о том, чтобы депутаты подумали и внесли предложения о том, как они видят будущее этих тепловых сетей. Одно предложение прозвучало — мол, давайте, выкупим. Других предложений пока не было.


А какое видение на этот счет у вас?

Мы считаем, что договор аренды тепловых сетей, который был подписан в 2005 году, преследовал определенные цели. В тот момент наиважнейшей была проблема каким-то образом урегулировать долг муниципалитета перед энергетиками. Сумма долга была огромная — 20-30% от городского бюджета. Для решения этой проблемы было принято решение: долг реструктуризовать, передав сети в аренду. И через аренду по 20 млн в год возвращать этот долг. На сегодняшний день существует необходимость решать проблему качественного состояния тепловых сетей. А потому должна быть сформирована совершенно иная схема, другая организационная структура. Как один из вариантов — создание совместного предприятия с городом, в рамках которого сети не делятся. Они принадлежат акционерному обществу. А каждая из сторон имеет свою долю в уставном капитале. Это предложение сейчас рассматривается в горадминистрации.


Как вопросы теплоснабжения  решают на западе, в северных странах?

Такой изношенности сетей, которая наблюдается у нас, нет, наверное, нигде. Мне доводилось бывать в Финляндии. Знаю состояние дел в Швеции, в Германии. В нашем понимании в этих странах нет понятия изношенности сетей. Там нет государственного регулирования тарифов. Если потребитель не жалуется на качество услуги, значит его устраивает уровень тарифов. В этих странах отрасль ЖКХ — это бизнес. А у нас до последнего времени это было задание - обеспечить население дешевыми услугами. Люди не воспринимали воду и тепло, как товар. Для них это была услуга, которая никогда почти ничего не стоила.

А взять, например, Хельсинки. Большой город, централизованная система теплоснабжения. Везде налажен коммерческий учет, дистанционная передача данных. Каждый потребитель может в режиме онлайн видеть ситуацию по каждому тепловому узлу. Там совершенно другое количество работающих в этой сфере. Их в разы меньше, поскольку уровень автоматизации в разы выше. Что касается тарифов, то их надо сравнивать с уровнем доходов и уровнем жизни. Применительно к их уровню, они не выше, чем у нас.


Какие районы (улицы) Кирова наиболее проблемны?  

Если я буду перечислять районы и улицы, это будет огромный список. Можно условно сказать так: чем старше район города, тем больше в нем проблем. Тем больше изношенность коммуникаций.


Если изношенность почти 100%, то сколько сети еще протянут?

100% изношенность труб - это исходя из того, что существует нормативный срок эксплуатации: 25% за первый год, далее идет начисление по 4% в год. Получается, что через 25 лет происходит 100% износ труб. Но это отнюдь не означает, что труба исчезла. Во многих случаях, при 100-% износе трубы вскрытие канала показывает, что если труба была в сухом месте, то серьезных проблем нет. Бывает и по-другому.


Существует ли анализ того, сколько труб находится в самом плохом состоянии?

В этом году мы заканчиваем проведение экспертизы промбезопасности всех тепловых сетей, отработавших 25 лет. Это требование закона. Результаты станут известны осенью текущего года. Экспертиза  определит, в каком состоянии находится тот или иной участок тепловой сети, может ли он эксплуатироваться дальше или же должен быть выведен из эксплуатации.

Досье

Владимир Федорович Шабанов, исполнительный директор  ОАО «КТК»

Дата рождения: 29.11.1956 г.

Образование: Ярославский политехнический институт, факультет машиностроения

Карьера:

  • 1989 — 2003 гг. - замглавы администрации города Кирова, глава администрации;
  • с 2003 года - директор по управлению ОАО «КТК» 
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: