После каждого снегопада в Кирове наступает транспортный коллапс: машины застревают на стоянках и на обочинах, улицы превращаются в одну сплошную пробку, а скорость движения транспорта сокращается в разы.
С момента последнего серьезного снегопада прошла уже не одна неделя, а некоторые улицы так и остались не расчищенными, сузившись до размеров одной полосы, где не могут разъехаться две машины. «Навигатор» решил выяснить, что происходит в коммунальной сфере города, и почему каждый обычный снегопад превращается в стихийное бедствие. О принципах уборки улиц мы поговорили с исполнительным директором «Спецавтохозяйства» Игорем Крысовым.
Игорь Витальевич, почему рядовой снегопад для Кирова превращается в настоящую катастрофу?
- Снегопад – природное явление, после которого просто невозможно в один миг убрать весь город. Ведь, к примеру, имея свое хозяйство и двор, вы также не в состоянии одним движением лопаты собрать весь снег. А теперь умножаем этот объем в разы до уровня городской территории.
Я не отрицаю, что сегодня есть сложности с уборкой территорий. В первую очередь, причина кроется в недостаточном финансировании. Последние год-полтора страна живет в состоянии экономического кризиса, вследствие которого мы наблюдали, как растут цены практически на все товары и услуги, в том числе увеличиваются затраты предприятия на содержания автопарка, а именно приобретение ГСМ, запасных частей, новых современных единиц и т.д, что ведет к повышению себестоимости оказываемых услуг. Однако тарифы, в соответствии с которыми мы проводим содержание улично-дорожной сети, остаются на прежнем уровне. А это говорит о том, что так или иначе такое положение дел будет вести к снижению эффективности работ. Однако, несмотря на такой «перекос» по стоимости, мы стараемся делать все как можно лучше, качественнее и быстрее.
По какому принципу отбираются организации для уборки улиц?
- Ежегодно МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» проводит аукцион на оказание услуг на содержание улично-дорожной сети, по результатам которого выбирается подрядная организация, которая на некоторые виды работ заключает договоры субподряда. Как раз «Спецавтохозяйство» (САХ) является одной из таких субподрядных организаций.
Если центральные улицы еще как-то чистят, то второстепенные чаще всего остаются засыпанными снегом. В итоге дорога из двухполосной превращается в однополосную. По каким причинам исполнители заказа не до конца справляются с проставленными задачами?
В целом, работа в снегопады организована следующим образом: до начала снегопада, идет распределение противогололедных материалов, таких как песко-соляная смесь и «Бионорд». Кстати, использование «Бионорда» – это большая подвижка в части содержания улично-дорожной сети, так как не позволяет снежным массам укатываться, что дает уборочной технике очистить проезжую часть до асфальта. При использовании песко-соляной смеси с проезжей части убирается ледяной накат, но при этом возникает необходимость в весенний период чистить улицы от скопившегося за зиму песка.
Далее, после снегопада в город выходят колонны уборочной техники, производящие подметание проезжей части, при этом снежный вал поджимается к краю проезжей части. Но если при уборке улиц, были оставлены автомобили у обочины и парковочных карманов, колонна объезжает их и вал формируется около них. В результате автомобилисты, чтобы преодолеть снежный вал, выкидывают снег обратно на проезжую часть. После подметания удиц колонной производится расширение проезжей части путем поджатия снежного вала к обочине, в дальнейшем после скопления большого количества снега осуществляется вывозка снега.
Одна из главных причин несвоевременного выполнения, на мой взгляд, кроется в отсутствии очистки от снега внутридомовых территорий, парковочных мест, поэтому большинство жителей стали оставлять свой транспорт на обочинах и без того не очень широких улиц, что и является причиной заужения проезжей части. А для эффективной очистки дорог, для снегоуборочной техники требуется простор и место для складирования снега, который практически сразу вывозится из города. Но как показывает практика, зачастую водители игнорируют просьбы «Спецавтохозяйства» и администрации города о запрете парковки в определенном месте, в определенное время.
Также немало проблем доставляют так называемые «подснежники» - автомобили, оставленные хозяевами у обочин на долгий срок. Конечно, у дирекции дорожного хозяйства на этот случай заключен контракт по эвакуации этого транспорта. Но его перемещение происходит только при снеговывозке, но не на этапе уборки.
В таком случае корень проблемы кроется в отсутствии продуманных парковок?
- Безусловно. Одна проблема вытекает из другой, это как снежный ком. Кстати, яркий пример такой узкой и неповоротливой улицы – Орловская, где придомовая парковка не позволяет парковать жителям свои автомобили. В результате, автолюбители вынуждены оставлять свой транспорт вдоль проезжей части, и такая улица в нашем городе не единственная.
Не менее важно и то, что сами люди не хотят помочь в расчистке. Взять, к примеру, опыт зарубежных стран. Когда в Германии или любой другой европейской стране проходит снегопад, то помимо спецтехники на уборку закрепленных территорий выходят сотрудники организаций и сами прибирают свою территорию. В Кирове, к сожалению, мало сознательных организаций, ТЦ и магазинов, которые самостоятельно расчищают свои парковки. В основном очищается пешеходный тротуар. В нашем городе все эти функции на себя взял муниципалитет. И, на мой взгляд, он взвалил на себя непосильную ношу.
По вашему мнению, нужны поправки в законодательство?
Конечно, нужны, так как многие организации при расчистке своих территорий, просто выталкивают снег к обочине дороги и не осуществляют вывоз снежных масс. Показательным примером служит улица Производственная, где сконцентрировано большое количество производственных компаний, имеющих свою территорию для заезда и разгрузки транспорта. Некоторые управляющие компании при очистке крыш жилых домов от снега, скидывают его на пешеходный тротуар и не осуществляют вывоз снега.
Предлагаю обязать владельцев ТЦ, магазинов, организаций осуществлять содержание парковочных карманов, стоянок, пешеходных тротуаров, прилегающих к их территории, а также усилить контроль над организациями, проследить, как они следят за своей территорией и куда вывозят снег.
Что вы можете сказать о самой уборочной технике: как часто она обновляется и насколько эффективна в целом?
- Наша колонна старается как можно чаще менять транспорт. В предыдущие годы мы постоянно покупали современную импортную технику. Сейчас в условиях кризиса у САХ нет средств на развитие организации по части приобретения более современных уборочных машин. Тем не менее, мы своими силами стараемся увеличить парк, так в 2015 году для расчистки тротуаров мы приобрели 4 единицы техники. В целом, я считаю, что городским службам уборки нужно переходить на современную коммунальную технику.
Я так понимаю, у вас есть определенные планы по обновлению?
- Да, до недавнего времени мы строили планы по приобретению современной, более мощной, маневренной и многофункциональной уборочной техники европейских марок, которая имеет очень большой спектр навесного оборудования (для поливки, подметания, сгребания и т. д.)
Для сравнения, не так давно мы приобрели тракторы МТЗ, которые также могут использоваться для всех видов работ. Но, чего греха таить, все-таки это трактор, и по сравнению с европейскими моделями менее надежен и малоэффективен в уборке.
Поэтому качество уборки улиц и развитие компании в целом зависит от курсов валют и от того, как быстро страна начнет выходить из кризиса.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»