По данным статистики за 2013 год, уровень проникновения сотовых телефонов в России составляет 98%. При этом более половины потребителей пользуется несколькими телефонами. И тенденция широкого распространения сотовой связи, по словам специалистов, сохранится. О том, куда движется сотовый ритейл и чего ждать потребителям в 2014 году, рассказал Евгений Галушко, директор «МТС» в Кирове.
Некоторые ваши коллеги говорят, что в последние годы потребители стали меньше пользоваться «голосовыми» тарифами. Деньги операторы зарабатывают за счет мобильного Интернета, а значит, смартфонов и планшетов. Так ли это, и действительно ли «голос» постепенно исчезает из обихода пользователей сети?- Я не хотел бы «пускаться» в прямые комментарии слов моего коллеги, однако не думаю, что стоит судить категорично. Рынок в целом, без сомнения, стремительно движется в сторону большего распространения Интернета. Что касается Кирова, то для него сегодня характерна тенденция потребления широкого спектра услуг - и домашнего Интернета, и телевидения, и телефонии. Эта тенденция сохранится и, таким образом, будет появляться большее количество продуктов и тарифов именно для спектра услуг. Кроме того, не каждый, кто покупает смартфон, сразу становится активным пользователем Интернета. Многие покупают смартфоны, например, для пожилых родителей, которые используют телефон в качестве «будилки-звонилки» и не потребляют Интернет-трафик.
Драйвер мобильного Интернета – социальные сети, почта, поисковики. Но не каждый потребитель - целевая аудитория этих услуг. Тем не менее, для нас мобильный Интернет - точка развития. Нам хотелось бы обучать потребителей, чтобы они поняли преимущества пользования спектром услуг. Сегодня существуют программы типа «Дети учат взрослых», когда потребителям рассказывают, как пользоваться девайсом, который они приобрели, и получать от этого удовольствие.
Но если смартфоны действительно будут становиться все более востребованными, почему бы не убрать совсем с полок обычные «звонилки» с минимальным набором функций?- Мир не черно-белый, и мы должны заботиться обо всех категориях абонентов. Да, действительно, продажи смартфонов сейчас превышают продажи сотовых телефонов. Но, убрав с полок простые сотовые телефоны, мы лишим часть потребителей необходимого им товара. Мы не можем в угоду рыночным тенденциям наплевать на потребность абонента. Если рынок будет концентрироваться только услугах Интернета, то он будет автоматически усложнять жизнь той категории абонентов, которым это не нужно. Зачем? Рынок движется сам и не нуждается в таких кардинальных решениях.
25 ноября прошлого года президентом России был подписан закон о так называемой отмене «мобильного рабства». Как отразилась на вашей компании эта услуга? Много ли абонентов сегодня ею воспользовалось в Кировской области?- Все операторы отслеживают отток, отслеживают абонентскую базу. Но, честно сказать - наверное, только журналисты и следят за перемещениями абонентов так пристально. По данным Центрального научно-исследовательского института на начало декабря 2013 года, 6600 абонентов по всей стране подали заявления на перемену оператора. Подавали ли заявления в Кировской области? Да. Заявления приходят, к нам, от нас, но честно - мы их не считаем. Мы ведем статистику, но это не то, на что смотришь каждый день. Потому что я уверен, что ММПИ - это такая услуга, которая была необходима вот тем 6600 абонентам, которые ждали ее и первого декабря, не теряя времени, пошли подавать заявления. Несмотря на рекомендации специалистов рынка подождать до марта. Если учесть, что абонентская база составляет примерно 240 млн абонентов, мы говорим о менее чем одной десятитысячной. И лично мое мнение - те огромные средства, которые операторы потратили на эту инициативу, они могли бы потратить на качество связи, и это было бы абонентам намного нужнее.
А почему нужно ждать именно до марта?- Что такое услуги сотовой связи? Вы, как абонент, воспринимаете их следующим образом: положили деньги, подняли трубку, позвонили. А вот вы положили деньги - и платежная система должна определить, какому оператору эти деньги принадлежат. Сегодня все системы – платежные, роуминг в регионах, роуминг между операторами - сейчас все это, как некая совокупность, не протестировано. И абонент, переходя к другому оператору, за счет неготовности инфраструктуры может не получить сервис, обещанный компанией, к которой он переходит.
Насколько активно сейчас идет подключение к сотовой связи труднодоступных районов? Скажем, участков в лесу и далеко за городом?- Мы планируем в 2014 году расширять зону покрытия. Вышки сотовой связи будут строиться в Вятскополянском, Сунском, Слободском, Верхнекамском, Куменском и других районах. Мы рассчитываем, что во многих районах в следующем году качество связи повысится.
Кстати, сейчас в тестовом режиме действует совершенно инновационное решение – установка репитеров сотовой связи вдоль трасс. Репитерные технологии позволяют покрывать трассы, и тесты прошли удачно: на трассе, в зоне действия репитера, технический специалист пользовался сотовой связью, соединения были.
Однако стоит отметить, что специальные программы улучшения связи у нас имеются для корпоративных клиентов. К нам поступают заявки, когда тот или иной инвестор приходит на площадку, которую он будет развивать, и подает заявку на обеспечение связью. Или организует видеонаблюдение, тогда мы можем предоставить видеосвязь. Плюс мы наблюдаем за загруженностью сети, с если сеть перегружена, или сильно растет трафик, тогда мы тоже можем поставить дополнительную базовую станцию. А иногда мы строим вышку рядом с еще не построенным предприятием, когда инвестплощадка только начинает развиваться, и нам важно на ней присутствовать. Тогда мы можем заранее поставить станцию связи.
Многие абоненты сегодня жалуются на обилие смс-спама. Есть ли какие-то методы борьбы с ненужными абоненту рассылками? Скажем, ограничения входящего смс-трафика?- Мы не имеем технической возможности ограничить выборочно входящие смс с коротких номеров. Все дело в источнике рассылки. Скажем, абонент может оставить свой номер службе такси или кредитному специалисту. Вот даже мне недавно приходили смс с рекламой шин и микрокредита. Но мы же не можем запретить вам оставлять ваш номер кому-то? Нет. Другое дело, что еще, вероятно, остаются на рынке недобросовестные контент-провайдеры – компании, предлагающие услуги сотовой связи в сотрудничестве с операторами, - которые рассылают номера абонентов. Но за 1 полугодие 2013 года к нам поступило 35 тысяч жалоб на спам-рассылки по стране. А это втрое меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из чего я делаю вывод, что система блокировки спама эффективна.
Кроме того, мы с контент-провайдерами работаем только по прямым договорам, это позволяет уменьшить поток спам-трафика. А в целом, стоит отметить, что заинтересованность в «чистом» телефоне разделена всеми операторами, от спам-рассылки не выигрывает никто. В итоге все операторы постепенно переходят на прямые договоры с контент-провайдерами, повышают штрафы за спам.
Какие новые услуги будут предлагать операторы потребителям в 2014 году?- Что касается МТС, то одна из важнейших наших новостей - мы в ноябре запустили сеть LTE, сеть четвертого поколения с высокой скоростью и эффективностью передачи данных. Действует такая сеть уже сейчас и покрывает Киров и Кирово-Чепецк. В Кирове она работает во всех районах – в центре, Нововятске и других. Разумеется, она еще находится в стадии развития, и многое нужно будет улучшать, но факт есть - сеть запущена. Сейчас в магазинах электроники уже можно найти 4G-модемы и девайсы, которые поддерживают эту сеть. Киров, кстати, стал вторым регионом в Поволжье, запустившим LTE в эксплуатацию. А вообще, есть множество интересных услуг. Например, веб-камера по телевизору: мы на домашнее телевидение запускаем отдельный канал, который показывает наружное наблюдение со двора. Включил, например, какой-нибудь сотый канал – и смотришь, что у тебя во дворе делается. Очень удобно.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»