Из духовенства в предприниматели: бывший муфтий вятский открыл свой магазин халяльной еды

Габдуннур Камалутдин, который больше 15 лет был главой мусульманской общины в Кирове, открыл собственный бизнес. Теперь на Центральном рынке у него свой магазин с доставкой халяльной продукции. Как ни странно, его клиентами стали представители разных конфессий. Пока бывший муфтий вятский справляется с бизнесом вдвоем с супругой, но при удачном развитии планирует расширять и штат, и ассортимент.


Почему вы решили оставить духовную деятельность и заняться бизнесом?

- Прошло уже два года с момента, как я ушел с духовного поприща. Произошло это после того, как была достроена мечеть. Меня просили остаться служить, но я посчитал, что нужно совсем уйти, чтобы дать другим поработать. Я всегда знал, что если оставлю духовную деятельность, то займусь бизнесом, связанным с кухней, потому что мое первое образование - повар.

Я учился на технолога по приготовлению пищи, поэтому у меня даже в планах всегда была такая мысль, что когда я дострою мечеть в Кирове, то создам свой бизнес. Все же религия - это не бизнес, не средство к существованию. Я хоть и был главой мусульман, но не накопил каких-то капиталов. В исламе не принято, чтобы служителю платили за какие-то религиозные обряды.

Иногда, в бытность муфтием, приходилось самому помогать мусульманам в обрядах. В основном держался финансово за счет того, что меня поддерживал мой отец и родители жены помогали.

Сейчас у меня уже подросли дети, и пришло понимание того, что нужно заниматься бизнесом, чтобы их поднять на ноги.

Выбор был прост: я мусульманин, и помимо того, что я мусульманин, я еще и татарин. А в Кирове татар немало, но вот татарская кухня не представлена. И те изделия, которые я продаю, никто не делает. Они готовятся на основе татарских традиций и кухни, но рецептура исключительно моя. Я добавил еще несколько ингредиентов, и получился вроде бы тот же традиционный татарский вкус, но чуть другой.

Я бы сказал, что наша продукция - это один из самых здоровых фастфудов - все готовится на ваших глазах, и приправ добавлено минимум. Есть даже своеобразная «татарская пицца» - джейме. Кто хоть раз попробовал, уже не может забыть и возвращается за ней снова.


Как вообще ислам относится к занятию бизнесом? Есть ли какие-то ограничения для представителей бывшего духовенства?

- Для кого-то я до сих пор остаюсь духовным лицом: ко мне до сих пор обращаются «хазрат», как к наставнику. Так что сложно назвать меня «бывшим». Да и вообще, в исламе нет ограничений в отношении бизнеса. Даже наоборот, наша религия поощряет ведение дел: даже духовное лицо должно зарабатывать свой хлеб самостоятельно. Согласно Корану, все пророки имели профессию. Есть даже пример в истории Османской империи, когда султан, который создал это великое государство, захотел жениться на дочери одного из известнейших шейхов. И когда султан пришел к шейху просить руки его дочери, шейх спросил у Османа: «Какая у тебя профессия?». А тот ответил: «Зачем мне профессия? Я бей (глава династии)». А шейх ответил «Сегодня ты бей, а завтра можешь и не быть им. Когда научишься что-то делать, тогда и приходи».

И так повелось, что мусульмане все стараются освоить профессию, чтобы зарабатывать хлеб своими руками. Есть даже такая пословица «Настоящему джигиту даже 70 профессий мало». Но есть одно но - все, чем ты занимаешься, не должно идти во вред - в исламе запрещается заниматься продажей алкоголя, табака, всего того, что вредит и развращает общество. Ислам не запрещает быть богатым. Грех не в богатстве, а в том, что твоим сердцем может овладеть богатство.


Это ваш первый опыт в бизнесе?

- Когда я учился в Узбекистане, я сам зарабатывал деньги - стал посредником в продаже винограда. В то время, а было это в начале 90-х годов, это был очень хороший заработок.

Проработав сезон, я заработал себе на год учебы. И в Кирове я несколько раз пытался совмещать религиозную деятельность и бизнес - начал торговать халяльным мясом. Но бизнес не пошел. Получилось так, что когда этого направления не было, люди жаловались, что нет халяльного мяса в городе. А когда открылся магазин, люди стали жаловаться, что продукция стоит дорого. Как-то странно стали воспринимать мою деятельность - просили мясо без костей по цене мяса с костями. Почему-то считали, что раз ты наставник, то у тебя нет своего желудка. А ведь я тоже нес затраты на покупку мясных продуктов, на их доставку, переработку.


Что такое вообще халяльные продукты?

- Халяльная продукция в исламе - это то, что не становится для тебя грехом, если ты это употребляешь. Свинина для мусульманина останется всегда запретным продуктом, она входит в категорию «харам». Халяльным мясом считается говядина, баранина, птица, забой которой произведен согласно канонам ислама, то есть животное не должно испытывать страх. Кроме того, перед забоем читается молитва.

Халяльная продукция, например, выпечка, не должна быть на основе алкоголя. Остальные продукты - картошку, грибы, муку и т.д. может даже безбожник приготовить, они не считаются запретными. Кстати, среди наших покупателей много христиан, потому что в нашей продукции  не используются молоко и яйца. И получается, что для христиан это постная пища.


Кто ваши заказчики? Есть ли крупные партии заказов?

- Заказчики, в основном - офисы, предприятия. Мы организуем для них доставку. Пока о нас в Кирове еще только узнают. Но уже есть клиенты, которые пришли по рекомендации. И это очень радует. С заказами справляемся. Работаем вдвоем - я и супруга. Если дело и дальше пойдет, будем расширяться.


Получается, что вы начали свой бизнес в разгар кризиса. Не страшно было?

- Так получилось, что именно это здание я «пробивал» целый год. И нам предложили его аренду именно тогда, когда начался кризис. Так что отступать было некогда и некуда, пришлось рисковать. Первые месяцы работал «в минус», поддерживал бизнес тем, что таксовал. Кроме того, мы работаем только с супругой, и не надо платить зарплату сотрудникам, а в семье мы можем и потерпеть, если нет большой прибыли. Да и, как говорится, волков бояться - в лес не ходить.


Центральный рынок в ближайшее время планируют серьезно реконструировать. Поддерживаете ли вы эти планы?

- Я считаю, что его надо реконструировать, но оставлять за теми, кто сейчас здесь торгует, приоритетное право на новые места после реконструкции. Если обозначить проблемы рынка, то начать можно с парковок. Я сегодня в поисках парковочного места сделал «круг почета» и еле нашел, где поставить машину. А ведь я здесь работаю, и волей-неволей ищу место для машины.

А потенциальный клиент не найдет - и уедет в другое место, туда, где есть парковка. Да и сами условия работы на рынке, конечно, оставляют желать лучшего. Так что реконструкция нужна. Но администрации стоит подумать о тех, кто здесь уже работает, я имею ввиду льготную аренду. Но рынок должен оставаться социальной точкой в городе. 

Узнайте больше о персоне: Габдуннур Селимович Камаллутдин
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: