Казалось бы, только за счет Кирово-Чепецка и Марадыковского Кировская область должна автоматически попадать в «черный список» регионов, где с экологией не все хорошо. Но, как уверяют специалисты, проблема совсем не в этих населенных пунктах. Гораздо страшнее количество машин, увеличивающееся год от года. О том, что на Вятке страшно, а что не очень, «Навигатору» рассказал глава департамента экологии и природопользования Андрей Чемоданов.
На недавней конференции вы озвучивали цифру: Киров входит в число 14 городов РФ, где нет высокой загрязненности воздуха. За счет чего это происходит? У нас мало промпредприятий?
- Исторически сложилось так, что все промпредприятия сконцентрированы в областном центре и Кирово-Чепецке. Но по специфике своей эта промышленность не оказывает очень серьезного негативного влияния на атмосферный воздух. Сильно влияют на состав воздуха предприятия горно-перерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. У нас таких предприятий на территории области нет.
Зато у нас много предприятий химического производства — порядка 50. Деятельность их связана с потенциальной опасностью только в том случае, если возникает внештатная аварийная ситуация. Тогда ядовитые вещества могу вылететь в атмосферный воздух и создать острую экологическую ситуацию.
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников (труб) на территории области — порядка 250-270 тысяч тонн. Но, как показывают данные мониторинга, все не так страшно за счет того, что у нас нет предприятий - серьезных загрязнителей.
Тем не менее, нас априори считают на грани неблагополучного региона из-за двух объектов —— завода по уничтожению химоружия в Марадыковском и Кирово-Чепецкого химкомбината, так как это потенциально опасные производства. Но даже при этом, в целом, у нас состояние воздуха благоприятное, по сравнению с таким городами, как Москва, Санкт-Петербург, Норильск, Липецк, Новокузнецк, Магнитогорск.
Какие экологические проблемы сейчас наиболее актуальны для Кировской области? Как они решаются?
- В первую очередь — это проблема загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом. Если еще 4 года назад загрязнение от автотранспорта и от стационарных источников было пропорционально — 50 на 50, то сейчас уже однозначная тенденция роста выброса от передвижных источников.
На сегодняшний день выбросы от автотранспорта в общем объеме порядка 60-62%. И проблема серьезнейшая, причем не только для города Кирова, но и всего региона. Бороться с этим нужно на законодательном уровне и на уровне местных инициатив тоже.
По результатам трехлетней работы с администрацией города и ГИБДД, активно вводятся улицы с односторонним движением, которые разгружают транспортные потоки.
Вторая мера — реализуется совместно с ГИБДД и транспортной инспекцией - обеспечение выпуска на линию только тех автобусов, у которых двигатели работают в соответствии с нормативами качества. Мы проводили выборочные проверки движения по основным улицам. И примерно в половине случаев ТС выходят на улицу с ужасающим превышением ряда показателей по выхлопным газам. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) разнилось от 3 до 35. Проблема «чадящих пазиков» существует давно. И, если сначала виновные привлекались к административной ответственности, то сейчас ГИБДД снимает автобусы с линий.
Мы направили письмо на имя главы города Кирова с просьбой рассмотреть возможность принятия комплексных долгосрочных мер. А именно — при определении пассажироперевозчиков в контракте ставить обязательным условием обеспеченность организации диагностическим оборудованием, либо заключение договора с организацией, которая может этот производственный контроль осуществлять. Предлагается еще ряд мер: постепенный переход на двигатели, которые позволяют сжигать топливо в полном объеме. И, хотя, мы прекрасно осознаем, что Киров — это не миллионник, и найти перевозчика непросто, мы стараемся аккуратно действующих автоперевозчиков дожимать. Процесс идет и мы решаем эту проблему.
Еще один больной вопрос — качество питьевой воды и водных ресурсов в области. Хотя, у нас все не так плохо, как у наших соседей. По данным контролирующих органов, воды в Кировской области загрязненные и слабо загрязненные. У наших соседей есть грязные и сильно загрязненные водотоки. Понятно, что надо налаживать работу очистных сооружений предприятий, которые осуществляют выпуск недостаточно очищенных сточных вод в водные бассейны. Мы же не можем полностью прекратить их деятельность: есть предприятия, которые куют экономику области. И до бюрократического фанатизма и управленческого маразма доходить не стоит. Нужно давать предприятиям реальные сроки и реальные требования, чтобы они делали поэтапные шаги к улучшению ситуации. Понятно, что если кто-то ведет себя неадекватно, к таким, безусловно, нужно применять серьезные меры. Это метод и кнута, и пряника. Проблема в том, что все предприятия, без исключения, сидят на старых очистных сооружениях. Никто с тех пор, как рухнул СССР, не построил новые. Что-то реконструируется, где-то наращивается мощность. И хоть и тратится предприятиями в год почти по 50 миллионов на модернизацию очистных сооружений, но это все печально, потому что заново ничего не строится. Еще один маленький нюанс, от которого никуда не денешься: в природном фоне вод повышенное содержание таких веществ, как марганец, мышьяк, железо.
Еще одна мощнейшая проблема, с которой мы ведем борьбу, — это несанкционированные свалки. Тут можно в пример привести пословицу — «У нас все люди за колхоз, только в соседней деревне». И мусор образуется явно не от предприятий, а от населения. Дальше возникает проблема с ликвидацией этих свалок. Сейчас мы включаем все рычаги, но найти конкретного виновника чаще всего невозможно. И у нас остается одни единственный рычаг, от которого порой органы местного самоуправления скрежещут зубами — возложение на них ответственности по ликвидации свалок как на собственника земельного участка. С той или иной долей оперативности наши требования по ликвидации все же выполняются. Очень обидно, что население, которое устраивает эти свалки, не понимает что на деньги, которые органы местного самоуправления тратит на ликвидацию свалок, можно было сделать детские площадки, благоустроить территорию и много других полезных вещей.
Сейчас в Кирово-Чепецке идет строительство саркофага для радиоактивных отходов. Как вы думаете, почему в советские годы государство не уделяло внимания этой проблеме и она фактически начала решаться только сейчас?
- Любое производство, связанное с образованием таких вот опасных отходов, режимное предприятие, подпадает под определенные требования закона. Не исключено, что на тот момент отходы было просто запрещено перевозить. И наиболее рациональным решением тогда было — закачивать их в подземные горизонты. Единственное, что могу сказать в меру своей информированности, так как вопрос не наш: контроль, который осуществляется на таких местах захоронений, достаточно серьезный с гидрогеологической и гидробиологической стороны. И можно было бы не доверять каким-то пришлым ученым, но осуществляют контроль наши специалисты. И на данный момент ситуация обострения не имеет.
Создание национального парка «Атарская лука» оказалось под большим вопросом. Не так давно выяснилось, что леса в этом районе сданы в аренду и активно вырубаются. Расскажите об этой ситуации.
- Проектирование этого национального парка было включено в федеральную программу по развитию сети особо охраняемых территорий федерального значения. Проектные работы были поручены Всероссийскому НИИ охраны природы. Было сделано несколько эскизных границ национального парка. Территория варьировалась от 350 тысяч га, но потихоньку начала уменьшаться. И когда мы начали уже конкретно рассматривать вопросы в аспекте муниципальных образований, на которых планировалось создание этого парка, то получили достаточно серьезную волну где-то негодования, где-то инертно-негативного отношения. Местное население отчасти против создания этого парка, хотя предварительное согласование давал депутатский корпус районов. Определенную роль во всей этой истории сыграли изменения федерального закона об особо охраняемых природных территориях, которые ужесточили механизмы пребывания на территориях национальных парков, и это очень сильно отпугнуло людей. Были и сторонники и противники создания парка.
На наш взгляд, было бы неплохо, если бы национальный парк был создан. Это единственная категория, которая ориентирована и на развитие туризма и на сохранение природы, но за счет федеральных денег. Но вопрос не пошел. Хотя, в Верхошижемском районе мы имеем серьезную поддержку, потому что там понимают, что это будет шаг в строну развития целого района. Делать это надо по-доброму и по-совести. Насильственное внедрение недопустимо. Чтобы местное население не противодействовало и понимало, что при создании нацпарка свободная вакханалия при использовании природных ресурсов прекратится, но это будет шаг вперед в развитии территории.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»