Недавно контрольно-счетная палата опубликовала итоги своей проверки «Аэропорта Победилово». Результаты оказались весьма удручающими: убыток за 2011 год превысил 160 млн рублей. При этом проверяющие выявили, что часть сделок заключены на экономически невыгодных для предприятия условиях. Например, занижалась арендная плата за имущество аэропорта, а цены по договорам лизинга, напротив, завышались контрагентами. На последнем заседании Заксобрания депутат Дмитрий Русских настоятельно порекомендовали областному правительству решить кадровый вопрос на авиапредприятии.
О будущем авиатранспорта в регионе мы поговорили с Сергеем Щерчковым. Первый зам. Никиты Белых не только курирует эту сферу в правительстве, но и возглавляет совет директоров авиапредприятия. Отвечать на вопросы он начал с монолога.
- Аэропорт был построен в конце 60-х годов. Отсюда летало множество рейсов по области, а также в Пермь, Архангельск — география полетов была достаточно обширной. Билеты были доступны практически всем слоям населения, хотя были существенно дороже, чем билеты на поезд, что отличается от сегодняшней ситуации. Во времена перестройки Кировское авиапредприятие попало в тяжелую экономическую ситуацию, переживало не лучшие времена. Авиапарк практически весь работал за границей. За счет этих перелетов предприятие и существовало. И никаких капиталовложений в эти годы не проводилось.
Сегодня авиапредприятие принимает самолеты компании «ЮТэйр», мы в свое время решили отказаться от своего авиапарка, так как самолеты были уже старые, некомфортные, вызывали множество нареканий. Вот и решили привлечь стороннюю компанию, а авиапредприятие работает уже исключительно как аэропорт. С этим и связано переименование из «Кировавиа» в «Аэропорт Победилово». И без господдержки оно существовать не может.
Был составлен бизнес-план до 2020 года. В соответствии с ним через семь лет предприятие должно выйти на самоокупаемость, т.е к 2019 году.
Кировское правительство действительно видит будущее за авиаперевозками? Не возникает ли мыслей о сворачивании проекта?
- Если бы мы не видели перспектив, зачем бы мы тогда занимались «Кировавиа»? У нас есть три направления работы. Первая — ремонт взлетно-посадочной полосы, которая является федеральной собственностью. Поражает позиция некоторых товарищей, которые спрашивают, почему так медленно ремонтируется полоса. А где вы были предыдущие 40 лет? Там 40 лет не было даже ограждения по периметру. С точки зрения террористической безопасности это нонсенс. Сейчас ограничен хотя бы доступ на полосу. А два года назад туда можно было просто зайти, там не было ничего.
Деньги на строительство полосы — федеральные. Есть заказчик — Росавиация в лице Агенства гражданских аэропортов, есть подрядчик в лице СМУ-1. Но Андрейчук (ген. директор «Аэропорта Победилово» прим. ред.) не может оставаться вне этого процесса, и мы тоже. Раз в неделю у меня тут бывает подрядчик и рассказывает, что они делают. И Андрейчук тоже ответственен за эту полосу. Все работы, которые там делают, они согласовывают с ним. Сейчас там дефекты появились. Чтобы их устранить, они обращаются к Андрейчуку, чтобы он установил регламент работ, чтобы не допустить сбоев в безопасности посадки самолета.
Вы сказали, что будущее кировской авиации связано с тремя направлениями. В чем заключаются другие?
- Второе направление работ — собственно аэропортовый комплекс, который является собственностью ОАО «Победилово», которое, в свою очередь, на 100% «дочка» правительства области. Туда тоже нужны вложения. Все ругают Андрейчука, что он медленно ремонтирует здание аэропорта. А у него денег не хватает. Если ему сейчас дадут кредит, то он сможет завершить ремонт. Третье — формирование пассажиропотока. Сейчас сформирован поток на Москву — это утренние самолеты, которые утром вылетают и вечером возвращаются; есть рейсы на Нарьян-Мар, и еще летом летал самолет в Сочи. Для потребителя этого недостаточно. Хотелось бы, чтобы летом летали самолеты в Анапу, Турцию, Египет.
Вы считаете кировский аэропорт можно сделать международным?
- К этому нужно стремиться. С точки зрения перспектив области аэропорт необходим. Мы не можем его «завалить», как он был «завален» в 90-е годы, он же был пустой тогда. Нужны инвесторы. Мне казалось, что они есть. Нам знаком был опыт в Улан-Удэ, куда зашла инвесткомпания «Метрополь». Ее директор к нам приезжал, посмотрел аэропорт и отказался. В Улан-Удэ пассажиропоток — 150 тысяч в год. У нас сейчас чуть больше 40 тысяч в год. Однако как выяснилось в итоге, этому инвестору в Улан-Удэ аэропорт дали в нагрузку с месторождением полиметаллических руд. У нас, к сожалению, нет месторождения руд.
Еще в качестве инвестора рассматривался Александр Лебедев. Он тоже отказался. Ему не интересен проект без быстрой окупаемости.
А какую выгоду может получить инвестор от вложения в убыточное государственное предприятие?
Если бы был инвестор, мы бы что-нибудь придумали. Возможно, отдали бы ему часть акций предприятия или еще что-нибудь. Механизмов же много.
В проекте областного бюджета на 2013 год финансовая поддержка аэропорта не заложена. Как в таком случае правительство планирует спасать «Победилово?
Будем дальше кредитами тянуть. Другого выхода все равно нет. Может, инвестор какой-нибудь появится.
Большие надежды возлагаются на новую взлетно-посадочную полосу. Но ведь ее запуск еще не означает автоматическое появление новых рейсов. Это вопрос заинтересованности авиакомпаний и окупаемости этих новых рейсов. Есть ли какие-то договоренности с авиакомпаниями по этому поводу?
- Это как раз третье направление, которым надо заниматься — формирование пассажиропотока. Это не самое сложное. Если, например, мы примем решение, что будем дотировать какие-то рейсы из бюджета, и будем влиять на формирование цен, мы найдем авиаперевозчика.
Это не значит, что дотации нужны все время. Они потребуются для начального периода. Например, начинает летать рейс в Самару. Но не сразу все узнают, что такой рейс есть. Кому-то он не подойдет по цене или по времени, и вот тогда мы должны предложить такую цену, чтобы у человека и мысли не возникало ехать до Самары на машине и терять день.
Каким должен быть пассажиропоток, чтобы выйти на самоокупаемость?
- Тысяч 200 в год. То есть он должен повыситься в 5 раз, и это реально. Пермский аэропорт, например, такой же по размерам, как кировский. Там пассажиропоток 650 тысяч в год, а город всего в два раза больше. Правда Пермь от Москвы находится на 600 км дальше, и это одно из объективных условий, которые задерживают развитие нашего авиапредприятия. Добраться оттуда на поезде до Москвы за ночь уже не получится.
Депутаты уже заговорили о возможной замене топ-менеджмента аэропорта. Планируется ли как-то решать кадровый вопрос?
Скажем так, сейчас формируется кадровый резерв на должность генерального директора «Аэропорта Победилово». Предлагаю депутату Русских поучаствовать в конкурсе на кадровый резерв.
Может ли так случится, что однажды к власти придет новый губернатор, который решит, что сотни миллионов вложений в аэропорт нецелесообразны, и в итоге закроет проект?
- Есть такая поговорка: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Возможно все, может прийти и такой губернатор, который все закроет, но мне очень этого не хочется. С точки зрения развития области самое худшее, что можно сделать — это закрыть аэропорт. Для развития области он необходим. Серьезные люди, инвесторы, летают на самолетах. Даже в Калуге, за 140 км от Москвы, строят аэропорт. Потому что он нужен для инвестиционной привлекательности. Уже сейчас каждый день в Киров кто-нибудь прилетает чартерным рейсом. 4 года назад такого еще не было. Это разные люди, не только инвесторы по делам, но те, кто прилетает, например, на охоту. Если бы тут не было аэропорта, они бы сюда не приехали.
Сергей Щерчков
Родился 05.02.1969 в г.Кирове
Образование: Пермский государственный университет им. А.М.Горького Уральский государственный технический университет - УПИ
Специальность: правоведение, менеджмент
Карьера (с 2005 г.):
2005-2008 гг. заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам
ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9", г. Пермь
2008-2009 гг. депутат Законодательного Собрания Пермского края на постоянной профессиональной основе
01.2009-03.2009 г. руководитель группы советников секретариата Губернатора области
с 26.03.2009 — зам. председателя правительства Кировской области
с 06.08.2012 - и. о. первого зама председателя правительства Кировской области.
с 27.09.2012 - первый зам. председателя правительства Кировской области
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»