Страховые компании: выживает сильнейший

На российском страховом рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. Общее количество страховщиков на 31.03.2011 сократилось на 11%, или на 78 компаний. Такая ситуация сложилась на 1 квартал 2011 года по данным центра стратегических исследований компании «Росгосстрах». Конкретные показатели по основным направлениям страхования – в рубрике «Цифра». Местные или федеральные? Станислав Князев, независимый эксперт по исследованиям страхового рынка
Чтобы сравнить работу федеральных и региональных страховщиков необходимо понимать особенности работы в регионах тех и других. Любой страховщик для успешной работы в регионах должен соответствовать определенному ряду критериев - это и широта предоставления услуг, и разнообразие условий, и ценовая политика. Кроме того, крайне важна разветвленность сети продаж в каждом из городов, районов. Во главу угла всегда ставится качество сервиса и обслуживания клиентов, которым должно быть удобно и комфортно при взаимодействии со страховой компанией. Практически во всех регионах достаточно высоким остается уровень конкуренции. Количество страховых компаний, присутствующих на региональных рынках, большое, поэтому успеха могут добиться только те из них, которые, как минимум, имеют возможность предоставлять наиболее широкую линейку страховых услуг. Объективно, шансы у небольших компаний гораздо меньше, чем у крупных федеральных страховщиков, им тяжело конкурировать с «монстрами» практически по всем показателям. Однако необходимо отметить, что в ряде регионов есть очень крепкие и устойчивые региональные компании, имеющие длительный успешный опыт работы на региональном рынке, они могут чувствовать себя вполне комфортно даже в условиях современного уровня конкуренции. Например, прекрасно спозиционированы местные страховщики в Татарстане, Башкирии, в Сибири. Такое лидерство чаще всего опирается на безусловное лоббирование их интересов на региональном рынке со стороны местных властей и ограничение в действиях федеральных страховых компаний, с которыми зачастую местные предприниматели и предприятия просто отказываются сотрудничать вне зависимости от предлагаемых условий и качества сервиса. Однако в большинстве регионов лидируют филиалы и представительства крупных федеральных компаний. И что самое интересное, компании федерального уровня, которые имеют филиалы и представительства в регионах, сегодня стремятся получить такой же опыт, какой имеют местные страховщики. И это идет им на пользу, потому что для плодотворной работы в регионе сегодня нужно обладать не только определенными финансовыми характеристиками, но и опытом работы на конкретной территории. Рынок монополизируется Сложившаяся ситуация как на российском, так и на региональных страховых рынках, связанная с последовательным сокращением количеством компаний на растущем рынке, закономерна и напрямую вытекает из особенностей развития рынка страхования. Страховой рынок относится к числу наиболее высококонкурентных и к числу тех, где наиболее ярко выражен тренд на монополизацию. Опыт западных страховых рынков показывает, что даже в странах со значительно меньшей численностью населения, чем в России, с меньшей в разы территорией, число компаний превышает 500. По данным ФССН в 2011 году было зарегистрировано 625 страховщиков, из них 618 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования. Прошедшие 10 лет, и особенно последние 2 года отмечены явным трендом на искусственную монополизацию страхового рынка. Причин такого сценария развития рынка несколько. Ниже я остановлюсь на наиболее значимых из них. Первым заметным шагом в этом направлении стала сложившаяся в конце 90-х и фактически работающая до настоящего времени система аккредитации страховых компаний при крупнейших банках. Именно она закрыла перед многими компаниями доступ на рынок страхования залогов при ипотечном, потребительском и автокредитовании. Многолетние клиенты этих компаний при обращении за кредитом вынуждены отказываться от услуг своего страховщика, вплоть до расторжения действующих договоров страхования. Следующим важнейшим этапом можно назвать появление ОСАГО на страховом рынке. Для соблюдения требований Закона об ОСАГО многие компании, которые, например не смогли создать сеть филиалов во всех регионах страны, были вынуждены заключать договоры о взаимном представительстве с крупными федеральными компаниями. При этом, пользуясь принципом свободы договора, крупные компании вправе в любой момент расторгнуть такой договор без объективных на то причин. Расторжение такого договора фактически означает для страховой компании потерю лицензии по ОСАГО и права осуществлять страховую деятельность. Еще более ярко тренд на монополизацию проявился в 2010 году – это 4-х кратное увеличение минимального размера УК страховщиков. Безусловно, размер капитала - существенный фактор обеспечения платежеспособности финансовых структур, однако решающим он не является. Значительно более существенное значение имеет качество капитала. Таким образом, перечисленные выше процессы на страховом рынке, а также многие другие, которые не нашли отражения в комментариях, приводят нас к тому, что мы и наблюдаем – наращивание капитала все меньшим количеством страховщиков. Хорошо это или плохо мы увидим в самое ближайшее время. Но, на мой взгляд, любое ограничение конкуренции и монополизация рынка всегда негативно отражалась на конечном потребителе товаров и услуг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: