Василий Савиных, заместитель директора холдинга «Здрава»
«Здрава» - одно из крупнейших пищевых предприятий региона. Мы постоянно выводим на рынок новые продукты, закупаем технологичное оборудование, улучшаем условия труда и отдыха сотрудников и т.д. Каждый такой проект требует тщательного планирования. Что делать, чтобы суметь реализовать планы в условиях изменчивой конъюнктуры рынка?
Детализируйте бюджет
Любой организации нужно развиваться. К примеру, если оборудование вашей компании требует модернизации и ремонта, следовательно необходимо понимать: что нужно сделать в краткосрочной перспективе, какие для этого потребуются затраты и откуда поступят необходимые средства. Для этих целей на предприятии существует система бюджетирования – годовая, квартальная, месячная, а в отдельных случаях и недельная. Чем подробнее вы распишите все свои статьи доходов и расходов, тем проще и понятнее будет по ним жить и контролировать производственные процессы
Разумеется, жизнь иногда вносит коррективы в планы, и бюджет – это не какой-то непреложный устав. В компании могут возникать непредвиденные расходы. Поэтому корректировка бюджета – это нормальная ситуация. Но и здесь необходимо следовать разумным пределам. Нормой считается ситуация, когда финансовые планы корректируются в пределах 10-15%. Если же эта условная граница пересекается, значит планирование было ошибочным, нужно разбираться в причинах.
Хорошо, если у предприятия есть дополнительная «подушка безопасности», которая позволит минимизировать риски. При этом «подушка» не обязательно должна быть только финансовой. Это могут быть материалы на ремонт и замену оборудования, резервные поставщики сырья и тароматериалов, готовые маркетинговые мероприятия для клиентов и т. д. Но это все-таки не повседневные инструменты, а страховка на случай форс-мажора.
Анализируйте свой бизнес
Чтобы грамотно просчитать доходы и расходы важно быть экспертом в своей нише и хорошо знать специфику бизнеса. Вы четко должны понимать – какое оборудование должно стоять, какой квалификации должен быть персонал, какое помещение будет отвечать всем требованиям для бизнеса и т. д. Только зная эти тонкости можно адекватно распределить бюджет и спланировать будущие затраты.
Как правило, бизнес имеет в своей основе 4 составляющие: финансы, маркетинг, внутренние процессы и персонал. Логика в том, что вы нанимаете и обучаете персонал, который обеспечивает вам выполнение внутренних правил, распорядков, инструкций, процессов. В следствии этого вы понимаете потребности рынка, ценности ваших клиентов и создаете, в конечном итоге, тот нужный продукт, который даёт вам финансовый результат.
Несмотря на то, что финансы являются неким мерилом успешности бизнеса, тем не менее важны все составляющие. Убирая любую из них или принимая в данной области ошибочные управленческие решения можно упустить выгоду, получить ее не в полной мере, а иногда и вовсе нанести вред предприятию.
Для примера. «Здрава» производит продукты питания, и наверняка все кировчане как минимум знакомы с ними. Кажется, что горожане и есть наши потребители. Но это не совсем так. Магазины, сети, дистрибьюторы – это тоже наши клиенты, у которых так же есть свои цели. Поэтому для достижения максимального результата необходимо учитывать и их интересы.
Возвращаясь к 4 основным составляющим бизнеса, вспоминается такой полезный инструмент как «Система сбалансированных показателей». Суть его в том, что каждое направление можно разделить на более мелкие составляющие, провести зависимость одних от других и оцифровать каждую из них. Тогда при подведении итогов, при сопоставлении плановые целей с фактическими, будет проще понять – была ли где-то недоработка, и если да, то где именно?
Подробные планы на короткий период
В бизнесе есть место как долгосрочному, иначе говоря, стратегическому планированию, и краткосрочному.
Долгосрочное нужно для определения целей и стремлений компании. Его необходимо держать в голове как маяк, который будет обозначать путь к цели компании. Не так важна скорость вашего движения, как важно правильное направление, по которому вы двигаетесь. Однако подробно расписывать каждый шаг на годы вперед не стоит. Подробного краткосрочного планирования в пределах года, как правило, бывает достаточно.
Привлекайте экспертов
Жизнь не стоит на месте. Как вы наверное помните, холдинг «Здрава» раньше был «Маргариновым заводом», но где этот продукт теперь. Меняются тенденции, люди, привычки. Возникают новинки в моде и в культуре потребления. Иногда приходится вносить коррективы даже в устоявшиеся годами процессы. И это не всегда по силам сделать самостоятельно. Во-первых, человек сам по себе устроен так, что он опасается перемен. Во-вторых, из-за повседневной рутины иногда «замыливается глаз» и бывает трудно обратить внимание на очевидную недоработку. Не бойтесь признаться в том, что вы чего-то не знаете. Не бойтесь учиться, не стесняйтесь приглашать экспертов. Чужое мнение может и не обязательно будет правильным, но выслушать его как минимум будет не лишним.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»