Ольга Кузан,
директор центра развития персонала
«Консалтинг-ПРОФИ»
Понятие «компетентный персонал» или «компетентный менеджер» включает в себя не только профессиональные знания, но и умение работать в коллективе по заданным или сложившимся правилам.
В дружных коллективах отсутствует такая болезнь, как «синдром менеджера». Здравомыслящие и опытные руководители стараются пресечь интриги, сплетни, нервозность и развивают методы коллективного взаимодействия и уважительного отношения к сотрудникам.
Неблагоприятный климат, сложившийся в коллективе, также может стать причиной увольнения работников. По данным социологов, 91 % работающих россиян считают плохие отношения в коллективе веской причиной для увольнения. Опыт ухода с работы из‑за тяжелого психологического климата есть у 43 % опрошенных.
Иногда постоянный моральный дискомфорт в рабочем коллективе может привести даже к распаду компании.
Профессиональный руководитель должен не только организовать бизнес-процессы, но и знать психологию людей, в этом процессе задействованных. Он должен понимать мотивы своих коллег и подчиненных. Для этого необходимо знать и применять в действии законы формирования рабочего коллектива. Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:
1. Психофизиологический уровень совместимости, в основном, базируется на сочетании свойств темперамента сотрудников. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между сотрудниками. Чтобы работа данных сотрудников была взаимодополняющей необходимо по‑разному им ставить задачи и проводить контроль.
Холерик, например, быстро входит в работу, но так, же быстро к ней «остывает», поэтому такому сотруднику больше подходят оперативные задачи с большим творческим размахом, но четким контролем по конечному результату. Флегматик – очень медленно «встраиваться» в работу, но зато, является замечательным исполнителем: ему больше подходят задачи тактического свойства, с промежуточным контролем и четкой обратной связью по ключевым показателям.
2. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Вот почему так важна сильная корпоративная культура компании. Попадая в определенный коллектив со своими законами и правилами, людям легче подстраиваться под общие требования предприятия, чем под характер друг под друга. Старая истобенская пословица гласит: «Любой огурец станет соленым, если попадет в бочку с рассолом»
3. Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум сотрудникам, стремящимся к доминированию и управлению, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»