— Расширяете бизнес, наступил сезонный спрос на рынке, не хватает сотрудников? Самозанятые в таком случае — оптимальное решение для компаний. Но в то же время непростое в реализации. И как говорится тут «дьявол кроется в деталях». Разбираемся, что делать, чтобы сотрудничество не превратилось в источник проблем, — Евгения Рыкова, юрист для бизнеса, аттестованный налоговый консультант.
Мутные схемы станут поводом для выездной проверки
Для исполнителей преимущества самозанятости очевидны. Причем в пандемию по вполне объяснимым причинам произошел рекордный рост количества получивших статус «самозанятый». Компаниям тоже выгодно работать с самозанятыми: существенная оптимизация на выплатах страховых взносов и НДФЛ.
В последнее время бизнес, который заключил договоры гражданско-правового характера с самозанятыми, налоговики автоматически относят в зону риска. Инспекторы подозревают, что договор подряда может «прикрывать» трудовые отношения. И если они это докажут, то доначислят НДФЛ, взносы, а также пени и штрафы.
Налоговики в ближайшее время изменят подход к планированию выездных проверок. Одним из критериев как раз-таки станет подозрительное сотрудничество юрлиц с самозанятыми. Обратите внимание на письмо ФНС № АБ-4-20/13183 от 16.09.2021, где перечислены основные признаки подмены трудового договора договором с самозанятыми. Итак:
1. Организационная зависимость самозанятого от своего заказчика, т.е.:
• регистрация физлица в качестве плательщика НПД – обязательное условие заказчика;
• заказчик распределяет самозанятых по объектам, исходя из производственной необходимости;
• заказчик определяет режим работы самозанятых, в т.ч. продолжительность рабочего дня, время отдыха;
• работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу самозанятых на объекте.
2. Инфраструктурная зависимость самозанятых от заказчика, т.е. самозанятые выполняют работу полностью материалами, инструментами и оборудованием заказчика.
3. Порядок оплаты услуг самозанятых и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному ТК.
Документ сейчас находится на согласовании в структурных подразделениях ФНС. Я рекомендую негативный исход ситуации предотвратить заранее. Мы подготовили чек-листы, которые позволят определить ваши риски при работе с самозанятыми.
Чек-лист для ООО /ИП при работе с самозанятыми
Контролируемый риск
1. Если вы решили уволить всех ваших работников и принять их снова как самозанятых, вы ведь уже подсчитали «выгоды», и поняли, что в этом случае можете сэкономить более 40% от выплат, то забудьте о таком решении.
2. Не указывайте в объявлении о подборе персонала, что обязательным условием сотрудничества с вашей компанией является постановка на учет в качестве самозанятого.
3. Не заключайте массовых договоров с самозанятыми, особенно если раньше такие работы/услуги для вашей компании оказывали работники.
4. Не используйте в документах и переписке такие слова как «работник, работодатель, должность, трудовая функция, зарплата, премия, аванс, подчинение руководителю, отдел, отпуск, больничный, социальные гарантии, режим работы, правила внутреннего трудового распорядка, оклад, рабочее место, условия труда». Это формулировки трудового договора, и если налоговая и (или) трудовая инспекция заинтересуется данным договором, есть большая вероятность, что договор будет переквалифицирован в трудовой. И кроме наступления налоговой ответственности (доначислений налогов, взносов, штрафов, пени), вам грозит и административная ответственность – штраф до 200 тыс. рублей (ч. 4, ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
5. Если ваша компания получила требование от налоговой инспекции или вызов на допрос – не игнорируйте его, не «уходите в глухую оборону». Если не знаете как отвечать и нужно ли отвечать – вам прямая договора к юристу, который специализируется в этих вопросах!
Остались вопросы? Нужна онлайн или оффлайн консультация? ул. Воровского, д. 92, офис 31
8-912-700-69-99
urist_biznes@bk.ru
biznesurist43
@urist_biznes_43
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»