Путь руководителя или записки «бывшего» подчиненного

Михаил Косачев, бизнес-тренер ЦРП «Консалтинг-ПРОФИ»

«Итак, этот день настал – день триумфа – день назначения начальником отдела продаж. Ну, сейчас все станет по-другому, уж сейчас-то я все сделаю так, чтоб работало!» - примерно такие мысли посещают голову нового начальника.

Глаза горят, мыслей по улучшению работы огромное множество, все пока спутано, но есть главное – уверенность в собственных силах и что все получится. Но проходит день, второй, неделя, месяц и (о, ужас!) дела идут, мягко говоря, не по плану. В чем причина? Оказывается, для того чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры.

Перечислим наиболее важные:

1. «Он нашенский». Если руководитель отдела «вышел» из среды подчиненных первая проблема – как выстроить взаимоотношения с коллективом. Бывший коллега думает примерно следующее: «Мы друг друга 100 лет знаем, вместе пили не раз, уж он-то не обидит». И вправду сложно приказать что-то твоему вчерашнему другу. А если он просит сделать поблажку? Как следствие – снижение дисциплины, расслабленность при выполнении должностных обязанностей и логичное снижение показателей. Решение: четко разделить личные и деловые отношения. В работе строго соблюдать дистанцию. Поставить об этом в известность весь коллектив во время официального представления нового руководителя.

2. «Они должны делать то, что я говорю». Все люди разные и понимают поставленную задачу в силу своих особенностей. «Я объясню все, думает руководитель, и они поймут». Даже простейшие, на наш взгляд задания, выполняются зачастую самым неординарным способом и с совершенно разными результатами. Решение: при постановке задачи руководитель обязан проверить понимание сотрудником задачи – не просто спросить понял ли он, а задать вопрос: «Как ты понял? С чего планируешь начать? Как планируешь выполнять?», чтобы уже на этапе постановки задачи проконтролировать правильность понимания и пути выполнения. Что существенно снизит риск неправильного понимания выполнения задания.

3. «Я руководитель – теперь я все могу». Власть кружит голову, но чем больше власти, тем больше и ответственности. C позиции «рядового» сотрудника кажется, что «уж я-то бы наладил все как надо», ведь столько всего можно исправить или изменить. Большинство подчиненных видят не дальше своих конкретных обязанностей, руководитель же обязан видеть весь бизнес-процесс в целом и уметь его согласовывать с работой других отделов и подразделений. Именно поэтому решения руководителя взвешенные, просчитанные и не всегда понятные «низам». Цена ошибки руководителя – это экономические потери от неправильного решения, психологические травмы в коллективе из-за плохих отношений между руководителем и подчиненными. Решение: Четкая система планирования, в которую руководитель закладывает «подушку безопасности», а так же «место для маневра» на случай, если что-то пойдет не так.

4.«Я столько читал, сейчас все сделаю по-науке». Книги по менеджменту во все времена пользуются спросом и не зря. Сразу в уме перекладываешь очередную систему на свой отдел – и в голове все работает безукоризненно. Но теория без практики – только мысли в голове. Зачастую стремление нового руководителя сделать все «правильно» оборачивается бунтом у подчиненных, так как не были учтены особенности построения конкретного бизнес-процесса, индивидуальных особенностей подчиненных и т.д. Без практики и без переработки под конкретную компанию любая теоретическая система бесполезна. Решение: Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своем предприятии, о продукции и услугах; людях, занятых на предприятии; о конкурентах. Поэтому прежде чем вводить изменение в структуру организации, необходимо «протестировать» ее (на короткий промежуток времени или в рамках одного отдела), а затем провести тщательный анализ причин успехов или неудач.


Кстати
Не «кто виноват», а «что делать»?
Стереотипы в работе руководителя – губительны. Для успешной работы начинающего, да и уже опытного начальника является постоянное стремление к достижению целей. Как только руководитель останавливается в своем развитии, как только руководитель говорит: «У меня все хорошо», с этого самого момента он запускает механизм постепенной, но неотвратимой смерти своего предприятия.

Руководителю нет смысла искать «кто виноват», для того, чтобы отомстить провинившемуся (конечно морально получаешь огромное удовольствие, но стоит ли это того времени и денег?), есть смысл анализировать причины неудач, и успехов (чтобы сделать успех закономерностью), совершенствоваться, действовать и идти лишь в одном направлении. Только вперед!

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: