Ирина Покрышкина,
бизнес-тренер, консультант
по управлению персоналом,
директор компании «Провокация РОСТА»
Правильная технология проведения мозгового штурма может поспособствовать продуктивному решению множества проблем и задач. Важным аспектом был и остается этап оценки идей, озвученных в процессе работы.
В прошлом номере «Навигатора» мы говорили о том, что все, что говорится или делается на мозговом штурме, обязательно должно быть записано. Также мы сказали, что критика идей на этапе генерации абсолютно запрещена.
Остановившись на этапе оценки идей, важно выяснить, имеет ли место быть каждая высказанная идея.
В первую очередь, все идеи желательно протестировать по краткому вопроснику, типа:
– Решение в рамках закона?
– Идея реализуема до 10 сентября?
– Разумны ли предполагаемые затраты?
– Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?
Развивайте идеи. Группируйте их в тренды. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.
Используйте морфологический метод: начертите таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой идее — предстоит «сыграть» с каждой другой.
Помечайте идеи вашего списка:
+ + – очень хорошая, оригинальная идея;
+ – неплохая идея;
0 – не удалось найти конструктива.
Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи. Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи часто выстраиваются в логичную цепь.
Основная область применения метода мозгового штурма – поиск решений в недостаточно исследованной области, выявление новых направлений решения проблемы. Метод рекомендуется использовать также для поиска новых сфер применения уже существующего изделия или материалов, а также с целью выявления недостатков существующего изделия. Также метод эффективен, когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации или где нужно получить много идей за короткое время.
Недостатки метода:
• отсутствие четких правил работы, когда «бестолковость» поисков возведена в принцип;
• отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к «проскакиванию», уходу от сильного направления;
• даже при отсутствии явной критики во время выдвижения идей, критика остается в неявном виде и проявляется в форме выдвижения предложений, пресекающих развитие ранее выдвинутых идей;
• нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»