Алексей Моров, исполнительный директор Ижевской Школы Бизнеса, основатель Школы интегрального лидерства CoBrain
Понятие «Стартап» стало одним из самых модных слов современности, наряду с «личностным ростом» и «селфи». Вот только с успешными стартапами в нашей российской действительности как-то негусто. Потому и среди учителей в основном либо теоретики (к коим, безусловно, отношусь и я), либо неудачники. Либо и вовсе аферисты.
Мне довелось и помогать стартаперам понять собственное детище, и давать экспертную оценку их проектам. С невеликой высоты этой мало-мальской практики утверждаю — большинство проектов обречены задолго до экспертизы. Основная причина — ограниченность и лень авторов. Второстепенная причина — непонимание того, что такое настоящий стартап, и кому и зачем он может быть нужен.
Итак стартап — это частный проект, апробирующий инновационную идею или решение, обладающее потенциалом к широкому внедрению. Таким образом, если вы решили открыть булочную — это малый бизнес, но никакой не стартап. Хотите организовать волонтерский сбор мусора — это социальный проект, но никакой не стартап. Потому что ничего нового в такой деятельности нет, и если бы инвесторы хотели в это вложиться, вложились бы уже давно. Да и потенциал широкого внедрения ваших практик весьма сомнителен.
Ищем потенциалДля успеха стартап должен обладать рядом свойств, «прелестей». Посмотрите на свой проект: если их нет — забудьте об этом проекте и займитесь чем-то другим.
Прелесть 1. Наш стартап — это круто (субъективная привлекательность). Прелесть совершенно не достаточная, но категорически необходимая. Создателей должно «штырить» от своего детища.
Только восторженный фанатизм позволит пережить непонимание, сопротивление, расходы, неудачи и с горящими глазами выходить на N-цатую группу экспертов. Если идея не цепляет эмоционально вас самих — никакой инвестор не сумеет подавить зевоту. Давид Ян как-то написал:
- Инвестируют не в проекты, а в команды. Проект еще сто раз поменяется, но я хочу видеть, что эти люди действительно на что-то способны.
Когда вы горите, вас проще разглядеть на общем сером фоне.
Прелесть 2. Наш стартап — это завтрашний день (инновационный компонент). Только самые унылые проекты занимаются решением инфраструктурных проблем сегодняшнего дня. Вменяемый инвестор понимает, что между первой поддержкой проекта и его полноценным промышленным внедрением пройдут годы, минимум 2-3. А через эти годы — альтернативные источники энергии, роботы, нейронет, что угодно. Другой мир и другие рынки. Не думаете о завтра — вас в нем и не будет. А денег вам уже сегодня никто не даст.
Прелесть 3. Наш стартап умеет зарабатывать (потенциал коммерциализации). Субъективная привлекательность поможет вам в период первой неизбежной бедности. Но даже фанатикам нужно есть, а инвесторам — видеть свой интерес. Ваш чистенький бизнес-план никто читать не будет, поверьте. Расскажите реальные пользовательские сценарии, покажите состоявшиеся продажи.
Если единственным потребителем, которого вы видите, является государство (а такое, увы, бывает часто), ваш проект обречен. Тут важно не путать субъективную привлекательность (вашу готовность умереть с голода за свою идею) с потенциалом коммерциализации (готовностью других людей отказаться от десерта ради вашей идеи). Попробуйте сделать первый десяток продаж, а до того даже не отнимайте время экспертов.
И главное — помните, что стартапы строятся не ради того, чтобы немедленно продаться по-дешевке. Идея, обернутая в устойчивый бизнес, пусть даже небольшой, стоит на порядок дороже. Не спешите отдавать свое детище в чужие руки. Горите им, растите его, вкладывайтесь в него, найдите в нем потенциал самореализации — и сможете стать одним из немногих, кто на этом поприще добился успеха.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»