Кировский драмтеатр возглавил молодой и амбициозный Константин Зайнулин. В эксклюзивном интервью «Навигатору» он рассказал, как собирается вернуть в Драму позабытое чувство успеха.
— Почему вы выбрали именно Кировский драматический театр?
— Для меня большая честь и ответственность стать директором Кировского областного драматического театра, коллектива с богатой историей, традициями, преемственностью, где служат признанные мастера сцены. У труппы яркая и интересная история. Я приложу все усилия, чтобы наш театр занял лидирующие позиции в стране. Россия — театральная страна. Киров смело можно отнести к числу театральных регионов хотя бы потому, что здесь работают три профессиональных коллектива. К слову, уже в этом месяце Кировский драмтеатр закрывает 145-й театральный сезон! Это один из старейших театров в стране, основанный еще до революции — в 1877 году. Старое деревянное здание того театра располагалось на месте современного фонтана на Хлебной площади (прим. ред. сейчас это Театральная площадь). Заметьте, что площадь стала называться именно Театральной. К слову, меня, как человека искусства, порадовало, что центральная площадь города называется Театральной. Это очень важно и символично! А в каком здании находится наш театр – памятник архитектуры, настоящий дворец! Здесь приятно работать.
— В начале своей работы на новой должности вы отметили, что театр ждут изменения в художественно-творческой области. О чем конкретно идет речь? Что в планах и чего уже удалось достичь?
— В ближайшие пять лет мы будем выходить на новый творческий уровень, основываясь на тех традициях, которые есть в коллективе. Сейчас театр будет менять подход к стратегиям и коммуникациям общения со зрителем. Мы планируем изменить подход к визуальному образу театра, провести ребрендинг, обновить логотип, изменить дизайн афиш и т.д. Команда театра хочет донести до людей, что театр начинается не с вешалки, как многие привыкли думать, а с момента изучения афиши. Когда мы говорим о развитии театра, здесь есть два варианта: путь революции, то есть помахать шашкой, порубить и забыть все старое. Разрушить все до основания — это путь тупиковый. Ключевой залог успеха и второй вариант развития — это эволюционный путь.
Театр — неосязаемая и хрупкая вещь. В других сферах деятельности, на каком-нибудь предприятии, есть осязаемый измеримый конечный продукт, а результатом работы театра является неизмеримая вещь — эмоция. Мы создаем эмоции и дарим их кировчанам. Что касается творческих планов, то следующий театральный сезон порадует кировчан интересными постановками «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона Чехова и «Дубровский» по повести Александра Пушкина. Вторая постановка будет создана в жанре иммерсивного спектакля, то есть зритель сам будет влиять на ход игрового действия, которое развернется на территории всего здания театра. Публика сможет самостоятельно выбрать маршрут движения и пройти 12 локаций, не пропустив основную сюжетную линию. Этот проект победил на Всероссийском конкурсе молодой режиссуры и получил грант в размере 1,5 миллионов рублей. Режиссером выступит наша молодая артистка Анна Васильева. Также под Новый год мы порадуем юных кировчан новогодней сказкой. В этом году это будет музыкально-драматическое представление на известный сюжет «Мэри Поппинс». Подходя сегодня к театру, вы наверняка обратили внимание на афишу снаружи. С 7 по 14 августа мы проводим первый вятский открытый театральный фестиваль «На семи холмах». К нам приедут звезды московской сцены, известные российские артисты театра и кино. Фестиваль откроется 7 августа звездной «красной дорожкой» и красочным гала-концертом на основной сцене нашего театра. Надеемся, что проект станет ежегодным, и все будут знать, что август — это традиционное время театрального праздника в Кирове.
— Связана ли такая форма постановки как иммерсивный спектакль с изменением в коммуникации со зрителем?
— Театр должен быть разным. Спектакль «Дубровский» — это просто другой формат. Для молодых людей, на мой взгляд, это будет интересно. Также этим заинтересуются и наши постоянные зрители, потому что можно будет походить по коридорам театра во время спектакля; попасть в те помещения, в которые обычно зритель попасть не может. На мой взгляд, в репертуаре театра должны быть и комедии, и серьезные вещи, заставляющие размышлять. Все это присутствует в нашей жизни. Театр — это отражение общества и тех процессов, которые в нем происходят. А как же все-таки сблизиться со зрителем покажет время.
— Также вы говорили об изменениях в области технологий билетных продаж. Есть ли уже какие-то наработки, как в обновленном формате будут продаваться билеты? Расскажите.
— С нового сезона в городское билетное пространство войдут федеральные игроки: Яндекс.Афиша, Kassir.ru, Тикетлэнд от компании МТС, СберАфиша. Когда билеты в Кировский Драмтеатр будут автоматически доступны на всех площадках, а не только на сайте театра и в физических кассах, то приобрести их будет проще. Из основного преимущества могу выделить единое билетное поле, то есть, когда билет покупается в одном из каналов, он автоматически блокируется на других площадках как проданный. Удобно, что не надо никуда ходить, достаточно иметь под рукой телефон. Распечатывать также ничего не надо. К тому же, такие крупные федеральные игроки заслуживают доверие покупателей. Еще одно преимущество в подобной покупке билетов — это наличие своих бонусных программ и технологий продвижения. Наш официальный сайт, безусловно, сохранит возможность покупки билетов.
— Может ли театр существовать без господдержки?
— Театр большой формы не может существовать без господдержки. Это экономический закон. 60% наших субсидий из областного бюджета. Мы государственное учреждение, театр — это всегда дотационная история. Театр — это не только хрупкая игрушка, но еще и дорогая. Для того, чтобы создать спектакль, необходимо в среднем около двух миллионов рублей. И это я говорю только о спектакле большой формы на основной сцене, где участвует 15-20 артистов. Каждый из этих артистов по ходу спектакля несколько раз переодевается, поэтому в таком случае нужно множество костюмов. Не исключаем и расходы на изготовление нескольких декораций. Такие цены существуют только в небольших городах. Например, в московских театрах на одну постановку уходит около 20-30 миллионов рублей.
Нам есть к чему стремиться и над чем работать. Существует не только государственная поддержка, но есть и позитивный опыт участия в том числе в грантовых конкурсах. Недавно Кировский Драмтеатр получил грант в 1,5 миллиона рублей, об этом я говорил выше. В других регионах есть практика частного партнерства, когда инвестор вкладывает средства в развитие театра, а впоследствии получает процент с билетных продаж. Если кто-то захочет инвестировать, я готов это обсудить. Безусловно, есть разные модели функционирования театров. Например, в странах Западной Европы или Америки отдельно существует труппа и отдельно сценическая площадка. Между ними всегда есть посредник, продюсер, который выстраивает гастроли коллектива. Основа — проектный подход. Репертуарный театр в России — это феномен. Здесь есть здание, сцена, зрительный зал и собственная штатная труппа со своими традициями, художественными взглядами и вкусами. Через дорогу может быть другой театр со своей собственной труппой. Хотя, несмотря на это, и в России есть примеры частных театров.
— Какие проблемы на сегодняшний момент вы видите в работе театра?
— Не люблю слово проблемы. Перед театром стоят вызовы, и я как руководитель их принимаю. Напомню, что в 2020 году сфера культуры была парализована из-за пандемии. Кировский Драмтеатр в течение года не осуществлял вообще никакой деятельности, потому что массовые мероприятия были запрещены, а весь прошлый год театр провел в ограничениях по заполняемости зрительных залов. И только сейчас мы возвращаем то подзабытое чувство полного зрительного зала. Зрители наконец уже спокойно возвращаются на наши спектакли.
Также вызовы связаны с эксплуатацией здания театра, оно нуждается в капитальном ремонте. Правительство уже выделило средства на разработку проектно-сметной документации, есть даже поручение президента на этот счет. В ближайшие несколько лет мы проведем капитальный ремонт. Также пока что не понятно, как поставить все желаемые спектакли в один календарный год. Сейчас получается показать только 4-5 спектаклей в год. Помимо всего вышеперечисленного, в Драматическом театре очень часто меняются руководители. За десять лет я седьмой директор, также за десять лет нынешний художественный руководитель Игорь Лысов — четвертый. Надеемся, что кадровая неразбериха остановится.
— Как вернуть Кировскому Драмтеатру прежний успех?
— Только ежедневным трудом. Для этого мы будем внедрять все известные технологии. Намерены наиболее активно встраиваться в городское пространство. Будем развивать активное сотрудничество с другими учреждениями культуры, привозить сюда проекты общероссийского значения и сами будем активно выезжать за пределы региона. В марте этого года состоялись успешные обменные гастроли с Оренбургским театром. В следующем театральном сезоне мы планируем гастрольную поездку в Чебоксары, а Чувашский театр оперы и балета в это время будет выступать на нашей площадке. Планируем активно участвовать в разного рода фестивальных проектах. Мы знаем, что горожане нас любят, и мы хотим ответить им взаимностью. Поэтому будем присутствовать как можно чаще везде.
— Почему вы решили стать именно работником культуры? Может, был какой-то судьбоносный переломный момент? Расскажите.
— По первому образованию я математик и, будучи студентом первого курса математико-механического факультета и живя в Екатеринбурге, в стенах университета я увидел объявление, что Екатеринбургский дом актера набирает начинающих театральных критиков-любителей. Предполагалось, что раз в неделю студенты будут ходить в тот или иной театр, а потом обсуждать увиденное вместе с режиссером и профессиональным театроведом. Меня привлекла возможность посещать театры бесплатно, обсуждение шло как большой бонус. Именно так и началась моя «культурная» карьера. Изначально каждые выходные мы с семьей ходили в театры, хотя родители никак не связаны с театральной деятельностью. Именно они привили мне любовь к театру. Прежде чем занять руководящую должность, я работал на линейных должностях. Ну и, как говорится, сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас.
— Какое ваше любимое место в зрительном зале?
— Кресло с края в конце зрительного зала. Потому что спектакль — это всегда волнительно. Сижу в самом конце, чтобы была возможность выйти и сказать коллегам хорошо все идет или не очень.
— У вас внушительная биография в 33 года. В чем секрет вашего успеха?
— Секрет успеха в любви к своему делу. Нужно любить то, чем ты занимаешься. Наверное, я счастливый человек, потому что каждое утро я иду не на работу, как многие люди, а, в первую очередь, к своему любимому детищу для того, чтобы что-то создать. Люблю видеть результат своей деятельности, а самый важный результат для нас, театралов, — это аплодисменты, которые звучат в финале премьерного представления. Для того, чтобы создать спектакль, от момента его задумки до момента показа, когда зрители аплодируют, проходит в среднем шесть месяцев, иногда больше. Это примерно такой же процесс как рождение ребенка. Иногда он рождается в муках, а иногда легко. Но тем не менее всегда что-то получается. Поэтому те чувства, когда ты находишься в зрительном зале, а тебя окружают люди и звук их аплодисментов, неописуемы. Это самая важная награда!
— Какое свое достоинство вы считаете самым важным для работы?
— Желание оставить что-то после себя. Все люди искусства в этом смысле хотят этого. Наверное, это свойство профессии — в некоторой степени мы эгоцентричны. Театр — это всегда коллективный труд. Вот вроде бы, спектакль создают артисты, но это далеко не так. Без работы специалистов закулисных профессий (костюмеров, гримеров, осветителей, звукорежиссеров, столяров, сантехников) спектакль не может состояться. С одной стороны, мы все здесь эгоцентричные и любим себя в искусстве, но успех приходит когда начинаешь любить искусство в себе.
— Без чего вы не сможете обойтись ни дня?
— В силу того, что я недавно переехал, сейчас мне не хватает жены и домашнего любимца мопса Фроси. Но скоро мы закроем сезон, и я перевезу их в Киров. Также я не представляю свой день без театра. Даже если в театре не проходит представление, в любом случае здесь всегда идет какой-то процесс, жизнь.
— Что для вас важнее: люди, деньги или отношения?
— Люди и отношения людей ко мне, к делу, к театру. Если будут люди, то будет и все остальное: деньги, дело, успех. Талантливых людей как магнитом тянет друг к другу, мы стараемся формировать именно такую команду. Директор в театре совсем не главное лицо. Именно артисты создают имидж, почерк, спектакль. Задача руководителя и режиссера только им помочь найти друг друга. Большую часть жизни мы проводим в театре, поэтому стараемся выстроить свое творчество и жизнь таким образом, чтобы нам не было стыдно перед предшественниками и перед зрителями.
Фото: Архив Константина Зайнулина
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»