Нематериальная мотивация

Ольга Кузан, руководитель тренингового центра «Консалтинг-ПРОФИ»

Опытные руководители знают, что не всегда повышение заработной платы приводит к пропорциональному увеличению результативности. К тому же, у них не всегда есть возможность увеличивать фонд оплаты труда. Поэтому навык нематериальной мотивации персонала является одним из ключевых инструментов руководителя.

Существует более чем достаточно способов, чтобы «вдохновить» работника на дальнейшие трудовые достижения, не затрачивая лишних средств, а только уделив немного времени и внимания.

Есть несколько наиболее популярных способов поощрения, благодаря которым нематериальная мотивация персонала занимает важное место в системе менеджмента кадров.

Публичное обсуждение успехов сотрудника. Любому человеку будет приятно, если вы выделите его из коллектива и скажете несколько одобрительных слов о его работе. Такой нематериальный метод мотивации персонала решает сразу несколько вопросов – вы уделяете внимание одному сотруднику, а мотивируете остальных, ведь признание любят все. Только не проявляйте излишнее внимание к кому-то одному, это может вызвать зависть и расслоить коллектив.

Заинтересуйте

Старайтесь предоставлять сотрудникам интересную работу. Необходимо определить, кому из ваших подопечных понравится выполнение задания, уже ставшего для вас обычной рутиной. Как один из видов нематериальной мотивации, можно передать часть своей работы работнику, который хорошо справляется со своими прямыми обязанностями, но стремится расширить круг решаемых вопросов. Чтобы снова получить такое интересное задание, сотрудник будет дальше работать с повышенным рвением.

Пример одной из кировских розничных компаний. Имеется большой штат торговых представителей. А вот возможностей для карьерного роста очень мало и эта тема не особо обсуждается в компании. Сотрудники зарабатывают хорошие деньги. Но вот парадокс: 60% из них не задерживаются там дольше, чем на год. Почему? Я опросила нескольких «звездных» сотрудников, покинувших компанию. И получила один ответ: ты можешь быть супер-продавцом, или быть в числе отстающих. Кроме зарплаты не изменится ничего. И через год, и через два, и через пять ты будешь тем же самым торговым представителем, с тем же набором обязанностей, полномочий, ответственности. Стремиться не к чему.

Оцените

Сообщайте персоналу о ценности работы, которая ежедневно им выполняется. Каждый работник хочет знать, что его работа ценна, и что без его умений всей организации будет трудно справиться с очередным авралом. Станьте более открыты к общению, и нематериальная мотивация на предприятии станет для вас привычным делом.
В системе нематериальной мотивации персонала предоставление дополнительного свободного времени также занимает важное место. Если сотрудник отлично справляется со своими каждодневными обязанностями, не будет лишним дать ему дополнительный выходной или предоставить отгул. После такого отдыха ваш подопечный вернется на работу посвежевшим, и с повышенным энтузиазмом будет стремиться снова заработать внеплановую передышку.

Не ограничивайте

Еще один пример нематериальной мотивации сотрудников – предоставление выбора. Не стоит загонять персонал в жесткие рамки, если ваш работник решил проявить оригинальный подход к выполнению привычного задания, позвольте ему это. Так вы покажете, что доверяете подопечному и цените его мнение.

Еще один вид нематериальной мотивации сотрудников – внедрение гибкого графика работы. Такой способ не подходит для всех без исключения специальностей, но специалистам на должностях аналитиков, программистов или финансовых консультантов иногда следует предоставлять небольшую свободу творчества. Им вовсе не нужно целый день находиться в офисе, однако гибкий график потребует от вас повышенного контроля качества выполняемой персоналом работы.
Например, в странах Европы, удерживают сотрудников, подгоняя их рабочие обязанности под удобный им график, вплоть до удаленной работы.

Развлекайте

Отличный способ мотивации – проведение корпоративных празднований. Поводов можно найти множество – это и дни рождения, и события в жизни предприятия, и юбилеи, и общегосударственные праздники. Если вы организуете корпоративную вечеринку, сотрудники обязательно это оценят, к тому же это станет отличной возможностью персоналу поближе познакомиться друг с другом.

В редких компаниях нематериальное стимулирование организовано именно так. В них элементы выражения признания являются частью корпоративной культуры и стиля управления. В результате создана среда вовлеченности, которая в совокупности с необходимой квалификацией персонала и дает результаты.

Нужно заметить, что в таких компаниях признание важности вклада или высокого профессионализма не ограничивается простым «спасибо». Оно влечет за собой, например, расширение зоны ответственности, предоставление возможности организовать свое рабочее время и место с удобством для работы, включение в проектные группы в качестве эксперта.
Эти меры позволяют компании максимально использовать потенциал сотрудника. Работник же, помимо признания, получает возможности развития и реализации своих профессиональных задумок, что существенно для поддержания внутренней мотивации.

Каждый руководитель по своему понимает, как должно выглядеть в его компании поощрение сотрудников. Самое главное: работник должен знать, что его вклад ценят, что руководство заинтересовано в нем, как в профессионале.

Создание комфортных условий работы – один из наиболее эффективных методов нематериальной мотивации, которым многие работодатели почему-то часто пренебрегают, полагая, что уютно должно быть только дома, а не на работе. В действительности же создание комфортных условий требует не такого уж большого бюджета, зато сотрудники будут хотеть работать именно у вас, а не у ваших конкурентов в офисе с серыми стенами и скучными стульями.

В чем польза нематериальной мотивации?

В первую очередь, желание работодателей сэкономить на материальных поощрениях. Лишние траты – это нерентабельно, поэтому целесообразно сочетать премии, денежные поощрения и ценные подарки с нематериальной мотивацией.

Во-вторых, хорошее позитивное настроение сотрудников, особенно работающих в сфере продаж, обслуживания клиентов, может возвратиться компании более высокими прибылями.

Эмоциональный подъем подчиненных – это лучшая мотивация для качественного труда.
Хотя, система нематериальных поощрений эффективна только при одном условии: для того чтобы сотрудники должным образом могли оценить такую символическую благодарность за их труд, надо, чтобы подчиненные считали себя частью фирмы, полноценными членами команды, отождествляли свои интересы с корпоративными. Если работник ощущает, что его труд — нечто большее, чем просто выполнение должностных инструкций, только тогда нематериальная мотивация не будет восприниматься им скептически.

Задача каждого руководителя, состоит в том, чтобы выяснить, как каждый работник позиционирует себя по отношению к фирме. А также, тщательно продумать и грамотно внедрять методы нематериальной стимуляции, которые могут быть целесообразны в компании.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: