Разберем на примере реального кейса из практики с Марией Городиловой, бизнес-юристом
В чем сила, фото?
Компания выложила в официальной группе Вконтакте пост, содержащий информацию о старте продаж туристического продукта. При этом, пост содержал изображение – реальную фотографию пляжа, расположенного в месте, куда анонсировался тур. Через пару месяцев компании поступила претензия от представителя автора фотографии о нарушении авторских прав при использовании фото. Автор фотографии просил денежную компенсацию за три самостоятельных факта нарушения авторского права: скачивания фотографии и сохранения ее на ПК, удаление знака авторства с фото, а также за непосредственное использование в группе с целью продажи услуг. За каждый факт он требовал компенсации в размере 50 тыс. рублей, в общем – 150 тыс. рублей.
Согласно фабуле дела, указанное фото было скачано сотрудником компании из открытой базы картинок в поисковой системе «Яндекс». При этом, водяной знак, содержащий информацию об авторстве отсутствовал. В данном случае, компания, несмотря на то, что фотоизображение было скачано из общедоступного источника, считается действительно нарушившей нормы о защите авторских прав.
Почему? Отвечу на этот вопрос, ссылаясь на положения ГК РФ.
Из содержания подп. 1 п. 1 ст. 1274 следует, что любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий:
Учитывая сказанное, для публикации чужого контента в коммерческих целях, как в данном случае, обязательно требуется получение согласия автора путем заключения лицензионного соглашения.
Что делать, если невозможно установить автора?
П. 1 ст. 1300 ГК РФ говорит нам о том, что информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.
Действительно, на практике порой бывает крайне сложно установить авторство фотоизображения. При этом суды даже в тех спорах, где нарушитель права указывает источник заимствования, который ему известен, но он фактически не является первоначальным источником публикации, встают все равно на сторону автора и взыскивают сумму компенсации. Приведу пример из реальной судебной практики (дело № А60-48002/2017). Ответчик («Екатеринбург-ТВ») на принадлежащем ему сайте разместило фото «Гостиница «Мадрид», автором которого является Болотов В.П. Спорное фотографическое произведение было впервые опубликовано им на его странице на сайте «Яндекс.Фотки» под псевдонимом «Boltic». Ответчик в суде пояснил, что указал последний источник заимствования. В частности, заимствование произошло из статьи другого СМИ и была указана ссылка на его ресурс.
Какие были выводы суда:
• «Последующее использование ответчиком спорной фотографии не исключает необходимости указания им имени автора произведения, а также источника заимствования. Суды обоснованно отметили, что общество «Екатеринбург-ТВ» при достаточной степени разумности и осмотрительности, могло и должно было предпринять действия по установлению первоначального источника размещаемого им фотографического произведения, однако указанных действий не совершило, в связи с чем заявленные требования правомерно удовлетворены».
• «Из анализа условий использования сервиса «Яндекс.Фотки» судами установлено, что вымышленное имя (псевдоним, никнейм и пр.) может использоваться и на указанном сервисе при размещении фотографических произведений, что следует расценивать как указание на соответствующее имя автора созданной и загруженной в сервис фотографии».
Таким образом, из этого реального кейса мы видим, что суд очень строго относится к бизнесу в части нарушения авторских прав, так как считается, что бизнес имеет все возможности предпринимать действия по недопущению подобных нарушений.
Что делать, чтобы не допустить подобных споров
Могу помочь предпринимателям и тем, кто им планирует стать в решении правовых проблем, в устранении пробелов и предупреждении рисков в будущем. Если вам нужен юрист, которому не все равно, то буду рада сотрудничеству!
ул. Карла Маркса, 21, офис 534 (БЦ «Премиум»)
8-919-522-47-32
Реклама. Физлицо Городилова М.В.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»