Функционально -ролевая модель управления бизнесом

Анатолий Куимов, ведущий бизнес-консультант Центра Системных Стратегических Инноваций

В отличие от обычных иерархических структур управления, функционально-ролевая модель показывает, зачем создается бизнес, что от него ожидать, и как с ним работать.

Традиционная структура управления бизнесом описывает людей или отделы компании. В отличие от нее функционально-ролевая модель показывает, без каких функций и ролей не может существовать бизнес. Поясню, какие роли могут быть у человека в бизнесе.
1-я роль – у человека бизнеса нет. Это госслужащие, военные, студенты, наемные работники.
2-я роль – предприниматель. Предприниматель это тот, кто создает ценность в бизнесе своими руками. К таким, например, относятся парикмахеры, сапожники и другие.
3-я роль – генеральный директор. Его задача – создавать стратегические цели и мотивировать сотрудников компании на выполнение поставленных задач.
4-я роль – инвестор (собственник). Он в принципе, не принимает никакого участия в работе компании. Он нанимает  генерального директора, дает ему активы – это могут быть финансовые инвестиции, предоставление команды сотрудников, ноу-хау, лоббистские возможности. Взамен инвестор хочет получить определенный доход, что он и требует от генерального директора. Если инвестор не получает желаемого дохода, он увольняет генерального директора. Именно так происходит в западных и крупных российских компаниях, где генеральный директор – наемный работник. Но в малом и среднем бизнесе России инвестор (собственник) и генеральный директор – это одно и то же лицо. И это неправильно. Человек может относиться только к одной из упомянутых ролей. Потому что, у каждой роли свои задачи. Инвестор хочет получить максимальную прибыль, а генеральный директор стремится увеличить оборот в бизнесе.

Основная цель создания бизнеса с точки зрения инвестора – создать компанию, которая в идеале будет работать сама по себе, без нашего участия, как целостная, саморазвивающаяся и приносящая прибыль система. Это критерий успешного бизнеса! В ситуации, когда инвестор вынужден участвовать в управлении, бизнес является невоспроизводимым. Так многие предприниматели своими героическими усилиями затыкают все дыры. Они выступают в качестве гениев, которые что-то лично умеют и других таких гениев не найти. Вот это не бизнес, это – хобби, в крайнем случае, работа, но не бизнес.

Функционально-ролевая модель создания бизнеса подразумевает, что у каждого человека в компании есть своя роль. Именно роль, а не должность. Это функции, которые выполняет человек в данной компании. 

Любую функцию можно выполнить четырьмя способами: можно сделать самому, можно кого-то нанять, можно вывести ее на аутсорсинг, можно автоматизировать. И во всех этих случаях функция сохранится. Нельзя вывести на аутсорсинг или автоматизировать «заместителя директора», т.к. мы не знаем какую функцию он выполняет. Но если мы присваиваем ему функцию «генерация потока входящих клиентов», то здесь мы уже можем искать оптимальное решение.

В любом бизнесе должны быть четко определены роли всех участков процесса. И функционально-ролевая модель (ФРМ) управления позволяет устанавливать измеримый результат для каждой функции и отслеживать его динамику. ФРМ универсальна и подходит для многих видов бизнеса. Она является гораздо более практичным инструментом по сравнению с традиционной организационной структурой предприятия, которая описывает должности и иерархию их подчинения, а не то, как функционирует бизнес.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: