Архетипы личности: как управлять разными типами людей

Возрастрое ограничение 0+

Ежедневно общаясь с людьми, мы подсознательно пытаемся выбрать модель поведения, которая будет максимально эффективна с конкретным человеком и приведет нас к желаемому результату. В этом может помочь психодиагностика личности. 
 

Архетипичные конструкции в психологию ввел Карл Юнг. Для оперативной психодиагностики личности наиболее интересной стала скорректированная российскими психологами и психотерапевтами модель «Архетипического квадрата» Т. Четуинда, которая характеризуется следующими критериями.
1. Архетип является цельной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ, имеющий только светлую или темную сторону архетипом не является.
2. Сильно влияет на эмоции и поступки человека;
3. Устойчивый, сопротивляется попыткам исказить себя.
4. Обладает собственной инициативой, может реагировать на стимулы.
5. Воспринимается неосознанно, нельзя научиться быть тем или иным архетипом.
Архетипы личности — прекрасный психологический и психодиагностический инструмент. Он позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся не только теории или структуры личности, но и связанные с диагностикой бизнеса, маркетинга, продвижения и позиционирования продукта.
У каждого архетипа есть социальная сторона - «Персона». Это маска, которую человек надевает при общении с другими людьми. С одной стороны она дает возможность произвести впечатление на людей, а с другой - позволяет стереть свою индивидуальность.
«Тень» - центральная составляющая бессознательного, здесь сосредоточена вся негативная природа человека.
«Самость» собирает в себе сознательное и бессознательное, мужское и женское, теневое и социальное.
В детском возрасте человек соблюдает все нормы и правила, приписанные обществом. В юности подвергает их сомнениям, благодаря чему формирует собственный социальный и эмоциональный опыт, который реализует в зрелом возрасте. В конечном итоге в старости человек формирует новые нормы, которые можно передавать молодому поколению.
Все эти базовые тенденции бессознательно реализуются в наших поведенческих стратегиях и влияют на формирование ценностей и убеждений.
В следующих номерах подробнее поговорим о каждом архетипе. Расскажем, как его определить, а в дальнейшем взаимодействовать с  ним, чтобы добиться желаемого результата.

Резюме: Каждый человек родился с соответствующим архетипом, а социальная среда позволила его наполнить. Учитывая особенности каждого архетипа можно выстроить максимально эффективную модель общения с человеком.

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы