Производители не могут остановить обращение фальсификата в молочке

«Более 30-40-70% отобранных проб — фальсификат!» — такие заявления можно часто услышать от федеральных и местных чиновников и представителей различных ассоциаций и лабораторий.  Но нужно понимать, что означают эти цифры. 

Почти всегда речь идет о единичных обследованиях. В ходе их берут пробы только той продукции, которая вызывает подозрения у экспертов. Более широкие исследования выявляют фальсификат в десятки раз реже, и то в узких сегментах молочного рынка. Но и они не отражают действительной картины, так как дают процент от взятых проб, а не показывают долю фальсифицированной молочной продукции от общего объема проданной на рынке.

У производителей формально есть свои интересы — отлавливая фальсифицированную продукцию, они пытаются бороться с недобросовестными конкурентами.

Однако результат всей этой кампании оборачиваются для местного молочного бизнеса не чем иным, как подрывом доверия потребителей ко всем молочным продуктам. По данным Росстата, если в 2013 году в среднем каждый житель страны покупал 270,3 кг молочной продукции в пересчете на молоко, то в 2017 году (последние опубликованные данные) показатель составил лишь 231 кг.

Падение спроса, в том числе и из-за снижения доверия, — 14,5% в натуральном выражении. По мнению экспертов, на кировском рынке при общем объеме расходов на молочную продукцию в 16-17 млрд рублей потери от спада потребительского интереса можно оценить в сумму около 2,5 млрд рублей в год.

Федор Сураев, заместитель генерального директора КМК, председатель НКО «Вятский молочный союз»

– За 2018 год мы провели 47 исследований образцов. Из них сфальсифицированы 30 образцов. Это составило 63%. По сливочному маслу процент выявленного фальсификата составляет 72%. По другой продукции из семи образцов один оказался фальсифицированным.

Сейчас мы наблюдаем развитие технологий производства фальсификата. Кроме растительных жиров, изготовители начинают использовать говяжий  жир. В основном, этот способ применяют при фальсификации сыра. Но на сегодняшний день нет технологий, которые бы позволяли выявлять посторонние животные жиры в молочных продуктах. Это осложняет задачу по выявлению недобросовестных производителей. Я считаю, что сегодня на рынке очень много такой фальсифицированной продукции. Пока не будет разработана и официально утверждена методика выявления такого рода фальсификата, мы ежедневно будем сталкиваться с ним в магазинах.

Потребителям могу порекомендовать с опаской относиться к продукции неизвестных производителей. Особенно это касается дешевых молочных продуктов. При изготовлении из молока сливочное масло не может стоить 30-40 рублей за пачку. Это невозможно технологически. Так же точно нельзя произвести сыр, который будет стоить в магазинах 200-300 рублей за килограмм. Реально это будет не сыр, а сырный продукт.

Татьяна Плехова, начальник отдела пищевой промышленности министерства сельского хозяйства Кировской области

– В 2012 году, когда кампания по противодействию фальсификату только начиналась, мы заходили в магазин и понимали, что подозрение вызывает буквально весь ассортимент масла и сыра. Сейчас картина кардинально изменилась. Это результат огромной работы.

И надзорные органы, и «Вятский молочный» союз непредвзято относятся к контрольным мероприятиям. Всегда при закупках образцов приобретается и продукция молокоперерабатывающих предприятий Кировской области. С уверенностью можно сказать, что наши производители аккуратно соблюдают все требования. За последние несколько лет выявлялись лишь небольшие технологические отклонения. Замечаний о фальсификации продукции к кировским предприятиям у нас нет.

Многие ждут, что в определенный момент времени мы достигнем идеального результата. Семь лет нашей работы показывают, что полностью решить проблему фальсификата вряд ли получится. Всегда будет у кого-то будет возникать соблазн. Борьба с фальсификатом — это постоянный процесс.

Нужно понимать, что если в адрес, например, ЗАО «Тандер» от правительства Кировской области поступает информация о том, что определенная продукция имеет признаки фальсификации, то в будущем сеть обычно отказывается от сотрудничества с этими поставщиками. Это позволило добиться серьезных промежуточных результатов.

Постоянные усилия меняют ситуацию. Бизнес, который рассчитывает удержаться на рынке, не может себе позволить пренебрегать качеством продукции. Сейчас мы работаем над исправлением ситуации в госзакупках. Но, повторюсь, наивно ждать какого-то абсолютно идеального результата.

Александр Кононов, начальник отдела ветнадзона Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики

– В 2018 году Россельхознадзором в целом по России было отобрано 16972 пробы молочной продукции. Было выявлено 3670 проб с признаками фальсификации. Это составило 21,67%. В 2017 году мы в регионе мы взяли 45 проб и выявили несоответствие в 17 пробах, обнаружив там признаки наличия растительных жиров. В 2018 году мы исследовали уже 80 проб и выявили фальсифицированную продукцию в 25 пробах, то есть в 31%. Я считаю, что это стабильные показатели.

Мы исследовали, в основном, масло и сыры. Выявили 9 регионов, из которых фальсифицированные молочные продукты поступали в Кировскую область. В нашей области мы выявили фальсифицированную продукцию одного предприятия, ООО «Слободское масло». На предприятие наложен штраф порядка 100 тыс. рублей, который уже оплачен. Кроме того, приостановлена декларация на масло.

Однако это не в полном смысле молочное предприятие. Оно занимается чисто фасовкой. Самое сложное в таких ситуациях – доказать всю цепочку. Часто сырье, которое фасуется, проходит через несколько посредников. В такой схеме проблематично доказать, кто из них конкретно фальсифицировал масло.

Когда мы начинали отбирать пробы готовой молочной продукции, чтобы выявить фальсификат, мы в первую очередь обращали внимание на нишу самой дешевой продукции. Но его производители поняли эту стратегию и стали подгонять цены к реальной стоимости. В результате они наживаются еще больше, у них возникает огромная маржа.

Александр Тимшин, замначальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по КО

– В 2018 году нашим управлением исследовано около 1000 проб молочной продукции. Из них признаки фальсификации выявлены в 17 пробах. Это 1,2%. Для сравнения, в 2017 году требованиям не соответствовало 35 проб, в 2016 — 65. Это показывает существенное продвижение в решении проблемы фальсификата.

Нужно отметить, что в прошлом году вся продукция с признаками фальсификации была выявлена в учреждениях бюджетной сферы, где молочная продукция поставляется по заключенным контрактам. Изготовители этой продукции расположены за пределами Кировской области.

По итогам 2017-2018 годов также проявилась такая тенденция: значительная часть фальсифицированной продукции имеет ярлыки с наименованиями производителей, которые либо прекратили деятельность, либо никогда не выпускали эти продукты. Эти материалы направляются в структуры Следственного комитета.

Марина Лашукова, заместитель директора Кировского ЦСМ

– Мы начинали совместную с «Вятским молочным союзом» работу по выявлению фальсификата в 2012 году.  В случае выявления недоброкачественной продукции наши партнеры обращаются в органы, которые имеют право принимать соответствующие решения в отношении производителей фальсификата.

В отличие от специализированных надзорных органов э, мы не руководствовались официальными регламентами и правилами проведения проверок. Была выработана методология, при которой контрольные закупки осуществляли отраслевые специалисты с огромным опытом.

В первые годы мы брали во внимание весь срез рынка. Но со временем общая ситуация начала изменяться. Сейчас предварительно выявляются регионы, из которых с большой вероятностью на наш рынок поступает фальсифицированная молочная продукция. Именно ее и приобретают специалисты «Вятского молочного союза».

КСТАТИ:

Фальсифицированной считается молочная продукция, которая, как правило, содержит более дешевые жиры растительного происхождения, которые не указаны на упаковке. При этом предприятия имеют полное право выпускать продукты, содержащие пальмовое масло, под другими наименованиями: не масло, а спред, не сыр, а сырный продукт.

кмк молочка роспотребнадзор фальсификат Вятский молочный союз
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: