Лесопромышленный комплекс как драйвер экономического роста

 

– За три года отрасль стала мне родной и близкой, а трудности и проблемы как вызов, их решение – мой долг без преувеличения. Во-первых, потому что за все, что берешься нужно делать так, чтобы не было стыдно перед людьми, а, во-вторых, очень мне с коллегами хочется, чтобы о лесниках не думали стереотипно, – о том, как себя чувствует «зеленое золото» региональной экономики – одна из перспективных отраслей, в эксклюзивном интервью «Навигатору» Дмитрий Лебедев, и.о. министра лесного хозяйства Кировской области.

Что привело Вас к тому, чем Вы сейчас занимаетесь?

– Начать, наверное, стоит с того, что сразу после школы я планировал связать свою жизнь с лесом, а точнее с лесной промышленностью, так как родом из Нолинского района п. Аркуль, где рядом был тогда богатейший леспромхоз.
В 1995 году с отличием закончил Кировский лесопромышленный колледж по специальности «технология деревообработки». Еще во время учебы я принял для себя судьбоносное решение поступить во Всероссийский заочный финансово-экономический институт на специальность «финансы и кредит». Уже тогда страна стала сильно меняться, и было понятно, что, одних навыков организации производственного процесса, без знаний экономических основ, будет явно недостаточно, чтобы стать востребованным и полезным в любой отрасли.
Во время учебы стал работать в одной из первых в городе и области консалтинговых фирм, и, развивая навыки экономиста, стал заниматься бизнес-планированием. Позднее изменил приоритет по профилю ВУЗа, который успешно окончил и начал работу на муниципальной службе г. Кирова в одном из финансовых подразделений. За это время пришел к выводу, что необходимы навыки правовой грамотности для работы. Поступил на заочное отделение Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), который успешно окончил.
До 2009 года не сталкивался вплотную с необходимостью реализовывать навыки своего первого образования, а вот после прихода в Контрольное управление губернатора Кировской области они снова понадобились. Отрасль одна из ведущих в экономике региона, поэтому вопросов конкретно с лесной сферой за три года работы было много.
Одним из аргументов перейти в 2011 году на работу руководителем блока, отвечающего за инвестиционную деятельность в министерстве экономического развития Кировской области, было именно наличие опыта для анализа инвестиционного направления в целом и данной сферы в частности. До 2017 года именно здесь, работая в должности начальника отдела инвестиционной политики, пришлось плотно работать с инвесторами лесной отрасли и приоритетными инвестиционными проектами от стадии анализа заявок до контроля за их исполнением. Ну и, конечно, с законами, которые на федеральном и областном уровне регулируют инвестиционную деятельность, я имею в виду налоговые преференции по двум основным налогам: на имущество предприятий и прибыль.
Во многом знания и полученный опыт стали причиной, по которой меня пригласили в ноябре 2017 года курировать в министерстве лесного хозяйства Кировской области лесопромышленный комплекс и финансы лесного хозяйства нашего региона. Напомню, отрасль аккумулирует в себе более 800 млн рублей неналоговых доходов областного бюджета, занимая второе место по экспорту продукции.
За три года отрасль стала родной и близкой, а трудности и проблемы как вызов, их решение – мой долг без преувеличения. Во-первых, потому что за все, что берешься нужно делать так, чтобы не было стыдно перед людьми, а, во-вторых, очень мне с коллегами хочется, чтобы о лесниках не думали стереотипно.

Какие первоочередные задачи по развитию лесного хозяйства Кировской области Вы ставите, и каких результатов планируете добиться?

– Хотелось бы сразу определить три важных вектора в нашей работе: первое – соблюдение требований непрерывного, рационального пользования лесным фондом, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия; второе – повышение доходов от использования лесных ресурсов; третье – декриминилизация отрасли в целом. Объединить решение этих трех задач в одну – это и есть та цель, к которой мы стремимся.
Наш ориентир – это вовлечение лесных ресурсов в пользование и достижение освоения расчетной лесосеки в размере не менее 70% от общего объема доступной (а это 15,1 млн гектаров), получение дохода от использования лесов во все уровни бюджетов за счет поступления как налоговых, так и неналоговых платежей за использование лесных ресурсов порядка 3 млрд рублей ежегодно, передача обязанностей по сохранению лесов на лиц, использующих леса.
Ежегодно нам необходимо осуществлять лесовосстановление на площади порядка 37 тыс. га, в том числе искусственное лесовостановление – на площади 4 тыс. га. Итогом реализации национального проекта должно стать 100% восстановление вырубленных и погибших лесных насаждений.
Изменение качества лесного фонда является одним из ключевых стратегических вызовов для лесной отрасли. Коренным образом улучшить ситуацию можно с внедрением модели устойчивого лесоуправления, которая при соблюдении баланса между социальными, экологическими и экономическими факторами будет способствовать раскрытию потенциала российских лесов.
Также в Кировской области существует региональный проект «Сохранение лесов в Кировской области», реализуемый в рамках указа президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Закупается лесохозяйственная и лесопожарная техника и оборудование, проводится обследование земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления. Достижение целей регионального проекта – это совместная работа министерства лесного хозяйства, лесопользователей и организаций занимающихся выращиванием посадочного материала, направленная на сохранение и приумножение лесных богатств региона.

Как Вы можете охарактеризовать текущее финансовое состояние крупнейших предприятий лесной индустрии региона, в том числе и в этот непростой период, который начался с весны текущего года? Как обстоят дела с портфелем заказов? Какова роль регионального правительства в решении этих проблем?

– Основным видом использования лесов в регионе является заготовка древесины. Сейчас для ее заготовки передано в пользование более 5 тысяч гектаров земель лесов. В 2019 году объем заготовленной древесины составил порядка 8700 м3, в первом полугодии 2020 года чуть больше 4500 м3. Радует, что показатели возрастают. Это говорит о качестве работ.
Помимо этого, в создавшейся этой весной неблагоприятной эпидемиологической обстановке правительству пришлось искать компромисс между карантинными мерами и потребностью сохранения функционирования предприятий. Государству как регулятивному органу необходимо было обеспечить баланс: с одной стороны – жизнь и здоровье людей, с другой – экономика, обеспечивающая уровень жизни населения.
Считаю, что включение ряда организаций в перечень системообразующих предприятий региона, а также дальнейшее снятие запрета на осуществление деятельности лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий помогло смягчить экономический и социальный эффект от ограничительных мер.
Обстановка ни в мировой, ни в российской, ни в региональной экономике не вернулась на исходную, но это же и послужило толчком к развитию, к поиску и применению новых решений.
На сегодняшний день предприятия лесной отрасли продолжают работать, обеспечивая выполнение новых заказов и ранее заключенных долгосрочных контрактов. Нашим министерством продолжается работа, направленная на то, чтобы сделать регион инвестиционно привлекательным, а также повысить доходность лесного комплекса.
Динамика развития отрасли с 2013 года подтверждает устойчивую тенденцию к росту по основному экономическому показателю «отгрузка товаров».
В структуре экспорта лесной комплекс региона занимает 2 место, после экспорта удобрений, производимых предприятиями химической отрасли региона. Его доля в общем объеме экспорта составляет более 20%. Основными странами-партнерами являются Египет, Германия, США, Нидерланды, Узбекистан, Бельгия. Положительную динамику по росту спроса показывает Германия, Нидерланды и Бельгия.
Предприятия Кировской области успешно зарекомендовали себя на рынке профилированного погонажа. Порядка 40 предприятий экспортируют свою продукцию в 18 стран мира. Основными партнерами на этом рынке являются страны Ближнего зарубежья (Азербайджан, Беларусь, Литва, Грузия и Казахстан).
Делая упор на глубокой переработке древесины, предприятия ЛПК стали активно осваивать новые высокоперспективные рынки продукции Европы. Среди них – клееный брус и пеллеты. Активно развивается использование отходов лесопиления, конечная продукция которых востребована рынком.

Расскажите, как обстоят дела с противодействием «теневому» лесному бизнесу? Что предпринимается для его «обеления»?

– Здесь важно разделить вопрос на две составляющие: выполнение министерством возложенных на него полномочий в области лесных отношений и работу непосредственно с бизнесом, занимающимся переработкой леса, то есть вне границ лесного фонда.
Лесничими подведомственного министерству учреждения «Кировлесцентр» территории лесного фонда проводится патрулирование, целью которого является выявление и профилактика нарушений лесного законодательства, в том числе незаконной рубки леса.
Лесные инспекторы проводят разъяснительную работу с лесозаготовительными бригадами по вопросам соблюдения действующих в лесном законодательстве норм и правил. Также они составляют опросные листы. Информация о лицах, работающих в лесах, направляется в территориальные отделы министерства лесного хозяйства, налоговую службу, прокуратуру, трудовую инспекцию, службу судебных приставов, а также в администрации муниципальных образований. Пресечение неформальной занятости позволяет сделать прозрачной работу в лесу каждой бригады, каждого рабочего, кроме того создает мультипликативный эффект. Меры реагирования в отношении того или иного юридического лица или индивидуального предпринимателя заставляют собственников других компаний выводить из «тени» рабочих, зарплаты и в целом бизнес.
Благодаря совместной работе всех заинтересованных ведомств по ликвидации неформальной занятости и пресечению ухода от уплаты налогов, обеспечивается значительный рост налоговых поступлений от лесной отрасли в целом в региональный бюджет.
Не менее важным условием для вывода лесного комплекса из «тени» является обеспечение должного контроля транспортировки древесины в регионе.
Хочу отметить, что до недавнего времени уполномоченные лица ограничивались фиксацией формальных нарушений, легальность перевозимой древесины не устанавливалась. Но уже сегодня мы можем сказать, что благодаря позиции руководства УМВД России по Кировской области ситуация начинает качественно меняться.
Министерством в 2019 году было зарегистрировано 1930 пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области, в 2020 году – 2037 пунктов. Мероприятия по выявлению незарегистрированных пунктов приема и переработки древесины министерством проводятся постоянно, в том числе с привлечением правоохранительных органов.

Очень много негативного флера у «кировского леса». Как восстановить доверие?

– Восстановить доверие общества – непростая задача, которую нам необходимо выполнить, поскольку оценку нашей деятельности так или иначе дают жители региона, то, как нам видится, социальная ориентированность и полная открытость министерства для граждан и общественных организаций, несомненно, будет способствовать улучшению общественного мнения.
Кроме того, министерством методически поддерживается институт общественных лесных инспекторов из числа неравнодушных к проблемам в лесной сфере граждан, способных как к конструктивной критике работы министерства, так и к оценке реальных позитивных результатов.

минлесхоз
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: