Великий «Шелковый путь» современности
К 2023 году Европу и Китай соединит автомобильная трасса протяженностью 8,4 тысячи километров, которая пройдет по территории РФ. Об этом в рамках недавнего визита президента Владимира Путина в КНР договорились китайская и российская стороны. Транспортная артерия существенно облегчит грузоперевозки и даст толчок экономическому развитию двух стран.
Во времена Великой депрессии, когда Америку захлестнула волна безработицы, а экономика страны находилась где-то на дне, власти решили начать глобальный ремонт и строительство дорог. Это позволило не только получить отличные автотрассы, но и обеспечить людей работой.
Вторая волна великого американского строительства прошла в 50-х. Впервые в истории страны федеральное правительство выделило гигантскую по тем временам сумму - $25 млн из федеральной казны - на строительство дорожной сети. Тогда же была создана система дальнейшего финансирования работ, которая разделила расходы пополам между федеральным бюджетом и штатами. Уже в 1953 году было построено более 10 тыс. км дорог. И американцы не прогадали — это дало такой мощный толчок в развитии буквально всех отраслей экономики, что США стали претендовать на звание мировой супердержавы.
Проект века
Один из шагов, который сейчас делает Россия, напоминает «американский прорыв». Направлен он не только на развитие магистралей внутри страны, но и на международное сотрудничество с самой быстро развивающейся страной в мире — Китаем. Судя по тому, что проект уже сравнивают со строительством Транссибирской магистрали, Суэцкого канала, тоннеля под Ла-Маншем, эта стройка станет одной из самых масштабных в истории современной России и мира.
Идея единой скоростной автомобильной магистрали, которая свяжет страны Европы с Китаем, родилась еще в середине 2000-х. Именно тогда торговые обороты с Поднебесной росли бешеными темпами. Оборот в 2014 году достиг 467 млрд евро.
Сейчас львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется по морскому пути через Суэцкий канал. Протяженность такого маршрута составляет примерно 24 тыс. км, а доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль будет обеспечивать высокий уровень безопасности и позволит сократить время в пути как минимум до 10 суток. Уже сегодня основную часть грузопотоков между Китаем и странами ЕС составляют товары, тяготеющие к перевозкам автомобильным транспортом.
Из Китая в Киров
В 2012 году из Китая морем в Котельнич «приплыли» динозавры. Тогда переговоры о поставке экспонатов для Динопарка с китайской стороной вел создатель Вятского палеонтологического музея Альберт Хлюпин.
- Наши китайские партнеры выполнили работу в срок, а вот дальнейший путь контейнеров с грузом был очень неблизким. Сейчас автомобильное сообщение с КНР у нас отсутствует, поэтому есть лишь два варианта: либо доставка автотранспортом в ближайший морской порт, погрузка на контейнеровоз, доставка в порт Находка, затем перегрузка на железнодорожные платформы и движение в сторону европейской России. Либо, опять-таки из порта через Индийский и Атлантический океаны - в Санкт-Петербург или Мурманск. По территории России доставка автотранспортом - это сущее мучение. Сам в прошлом году проехал от Находки до финской границы по «мучительной» федеральной трассе. А работа с РЖД - это очень непросто ввиду массы отягчающих обстоятельств. И дело даже не в высоких тарифах, а, например, в дефиците подвижного состава, необходимости фрахтовать специальные контейнеры и платформы заблаговременно.
Доставка океаном требует нескольких месяцев, к тому же часто бывают задержки, вызванные сильными штормами. В любом случае, логистические издержки превышают стоимость товара, что существенно влияет на цены, разумеется, не в пользу покупателя.
Новые маршруты старого пути
Отдельные участки нового «Шелкового пути» уже созданы, другие еще только предстоит построить. Российская часть протяженностью более 2,3 тыс. км пройдет через Санкт-Петербург, Москву, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашскую Республику, Мордовию, Казань, Ульяновскую область, Оренбург. Она состоит из нескольких участков, каждый из которых является отдельным инфраструктурным проектом.
Первый участок — от Санкт-Петербурга до Москвы — можно будет преодолеть по платной дороге М-11. Стоимость строительства всей трассы оценивается в 373 млрд руб. Две из семи ее секций уже построены и функционируют: головной участок на выходе из Москвы через аэропорт Шереметьево до Солнечногорска и обход Вышнего Волочка. Эффект уже почувствовали все водители: разгрузилась старая «Ленинградка» М-10, город Вышний Волочек перестал задыхаться от фур, грузоперевозчикам стало удобнее доставлять товары. Остальные участки М-11 уже разыграны на конкурсах, сейчас ведется их строительство.
Далее, не доезжая до Москвы 30 км, с М-11 надо будет свернуть на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Строительство двух ее участков уже ведется, остальные введут в строй в ближайшие три года.
Те, кто продолжает путь в сторону китайской границы, проедут по ЦКАД примерно 100 км и свернут в сторону Казани на новую скоростную трассу, которая должна пройти через Гусь-Хрустальный, Муром, Ардатов, южнее Нижнего Новгорода (рабочее название — трасса «Евразия»). Строительство этой магистрали обойдется в сумму около 400 млрд руб.
Далее магистраль пойдет по территории Татарстана: в данный момент там уже строится 297-километровая автодорога Шали—Бавлы (участок протяженностью около 40 км уже функционирует). Эта трасса также включает в себя новый 14-километровый мост через реку Кама.
В Республике Башкортостан 282-километровый участок начнется от поселка Бавлы пройдет до города Кумертау. Стоимость проекта оценивается в 156 млрд руб. В Оренбургской области 172-километровый отрезок трассы пройдет в обход Оренбурга, Саракташа и до границ с Казахстаном. Его сейчас проектируют, размер необходимых инвестиций оценивается в 84 млрд руб.
Таким образом, весь российский участок «Великого шелкового пути» от Санкт-Петербурга до границ с Казахстаном должен быть готов к 2023 году, отдельные его участки запустят уже к 2018 году.
Большие перспективы
- Создание нового «Шелкового пути» - это хотя и амбициозная, но совершенно здравая задача, так как наличие прямого транспортного сообщения по материку позволит в разы сократить издержки на доставку товаров из «всемирной фабрики», - считает Альберт Хлюпин. - Все последние годы товарооборот между РФ и КНР рос прогрессивными темпами, и нынешний, кризисный спад - лишь временное явление. Создание единого экономического пространства между странами Востока и Запада, между которыми расположена гигантская территория России, естественным образом ставит задачу строительства транспортного коридора с большой пропускной способностью. В КНР умеют строить, я получил массу впечатлений от путешествия по стране на скоростных поездах, несущихся со скоростью 300 км/час, от качества автострад. Работа с поставщиками из КНР открывает большие возможности для ведения бизнеса в силу сложившейся геополитической обстановки в мире, а также в связи с огромным, почти неисчерпаемым предложением со стороны наших восточных соседей. В КНР производится практически все, и себестоимость продукции относительно низка, а отпускные цены приятно удивляют. Но, пожалуй, каждый предприниматель, начинающий работать с КНР, сталкивается с проблемой построения адекватной логистики. Разумеется, если речь не идет о малых партиях товара, которые можно доставить обычной почтой.
«Создание нового «Шелкового пути» - это хотя и амбициозная, но совершенно здравая задача, так как наличие прямого транспортного сообщения по материку позволит в разы сократить издержки на доставку товаров из «всемирной фабрики».
Протяженность маршрута из Китая в Европу через Суэцкий канал составляет примерно 24 тыс. км, доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль будет обеспечивать высокий уровень безопасности и позволит сократить время в пути как минимум до 10 суток.
По масштабности и влиянию на развитие континента «Шелковый путь» можно сравнить со строительством Суэцкого канала, Транссибирской магистрали и тоннеля под Ла-Маншем.
Комментарии:
Добавить комментарий