Ларьки под снос: малый бизнес собирается искать справедливости в столице

Схему размещения нестационарных объектов городская дума приняла 27 июня. С этого момента и началась открытая борьба мелкой розницы за место под солнцем. Дело в том, что в схему не вошли 250 объектов. Планы мэрии ликвидировать почти треть всех ларьков и киосков вызвали волну возмущения предпринимателей. Основной аргумент чиновников - ларьки позорят наш город, к ним масса претензий не только в плане ассортимента, но и в плане благоустройства. Однако  предприниматели считают иначе. Говорят, цель городской власти – не очистить город от убогих ларьков, а помочь крупному бизнесу избавиться от лишних конкурентов.

Владелец павильона на перекрёстке Ульяновской и Московской Федор Мулик держит в руках предупреждение от городской администрации о том, что в течение 3 месяцев он должен освободить земельный участок. Говорит, уже перестал закупать товар, распродает остатки. Уволил большинство продавцов, потому что платить людям зарплату стало нечем, выручка резко упала.

- Пытаюсь как-то решить проблему, но не знаю, каким путем идти. Написал вот заявление о внесения моего объекта в схему, жители близлежащих домов предложили собрать подписи, чтобы точку оставили, ведь мы продаем в основном продукцию местных товаропроизводителей: молоко, хлеб, овощи, колбаса. За два дня подписались 150 человек, - сетует Федор Васильевич.

Предприниматель вспоминает, как 4 года назад  решил заняться бизнесом. Продал квартиру, взял кредиты. В общем сложности вложил в точку 4,5 миллиона рублей. Говорит, когда получил в аренду этот кусок земли, здесь было непроходимое болото. Пригнал технику, вывез грязь, завез 15 КАМАЗов грунта, выложил все плитами. Мало того, заасфальтировал к объекту дорожку от близлежащих домов. Добился, чтобы здесь установили пешеходный переход. Причем, на все работы получил разрешения. И вот, пожалуйста. Со своими инициативами городской власти стал не нужен.

- По сути, мой объект стал стационарным помещением. В нем есть вода, канализация, складские помещения. Это тот самый магазин шаговой доступности, о создании сети которых говорили власти. Но когда я обратился в администрацию, чтобы признали павильон стационарным, получил отказ. Тогда предложил разделить павильон и остановку, перенести ее на 50 метров дальше, чтобы спокойно работать. Причем, я сделал бы это за свой счет. Но опять получил отказ, они не хотят идти ни на какие уступки. Ну что мне теперь, воровать идти? - говорит Федор Мулик.

И это при том, что сам предприниматель готов выполнять любые требования чиновников. Исправно платит налоги, ежегодно выкладывает 100 тысяч рублей за аренду, содержит павильон в порядке. Но такое отношение к себе понять не может.

- У меня есть еще один небольшой ларек на Ульяновской, - говорит предприниматель, -  26 мая мне приходит предписание – перекрасить ларек из синего в серый цвет на основании того, что все нестационарные объекты в городе должны быть единого облика. Я это сделал, потратил деньги. В июне узнаю, что его собираются сносить. Ну, зачем так делать?

Изжить любой ценой

О таком к себе отношении рассказывают и другие предприниматели. Называют это не иначе как издевательством. Владелец 13 павильонов Мамед Мамедов, рассказывает, как чиновники планомерно уничтожают малый бизнес.

- Сначала сказали, что ларьки должны быть едиными, из легкой конструкции. Мы заказали 24 павильона,  вложили 24 миллиона рублей. Подготовили площадку, чтобы их установить на Комсомольской площади. Но приехали бойцы и разогнали строителей. Администрация распорядилась остановить работы. Теперь эти ларьки гниют под открытым небом. Потом взамен 550 квадратных метров на Комсомольской нам дали 65 метров на Автовокзале. Мы сделали 2 точки. Года не прошло, говорят, убирайте. При этом у нас были все согласования, все разрешения. Мы даже видеокамеры в павильоне за свой счет установили на 160 тысяч рублей, чтобы полиции было легче находить нарушителей, которых немало на территории вокзала. Мы делаем все, что от нас требуют, но нас все равно обижают. И это совсем не ради соблюдения законов, не ради интересов людей, а ради интересов крупного бизнеса, которому мы мешаем.

Иногда в деле защиты чьих-то интересов, чиновники перегибают палку. Как было в конце прошлого года с ларьком на Карла Маркса, 33.

- Сначала территориальное управление дает добро на реконструкцию объекта, предприниматель составляет эскиз, его согласовывают. А потом дают команду снести, потому что объект портит вид, - рассказывает руководитель Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области Валерий Туруло. - Да даже если там торгуют на траве – это не повод сносить объект. Можно потребовать навести порядок, можно оштрафовать, но не ликвидировать. В результате приехал трактор, павильон зацепили канатами и сломали пополам. Это беспредел какой-то. Мы просто не понимаем правил игры. С одной стороны они согласовывают реконструкцию, с другой ищут повод – убрать.

Схема спасения

Единственный способ защитить мелкорозничный бизнес от подобного беспредела – сформулировать четкие правила игры, считают предприниматели. Подвести к этой мысли чиновников удалось только с помощью суда.

- Когда на Ленина, 132 в 5 утра внезапно разрезали ларек, мы обратились в суд. Суд начал задавать вопросы о том, на каком основании заключён бессрочный договор аренды, если земли не размежеваны и кадастрового номера нет. Получается, договор недействителен и город не может брать арендную плату. Учитывая тупиковость ситуации, мы остановили судебный процесс и договорились с городом, что пора входить в правовое поле. Решили приступить к разработке схемы размещения нестационарных объектов, - рассказывает Валерий Туруло.

История с разработкой схемы заинтересовала антимонопольную службу. Документ не могли принять полтора года. Кировская область разработала порядок утверждения схемы ещё в декабре 2010 года. То есть в начале 2011-го схема размещения ларьков и киосков должна была быть подготовлена. Но город затянул решение вопроса.

В июне этого года на основании заявления с просьбой разобраться в таком затягивании вопроса, полученного от депутата ОЗС Валерия Туруло, УФАС возбудило дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».

- Кировское УФАС прекратило производство по делу и в первую очередь в связи с тем, что в июне Городская дума все-таки приняла схему размещения нестационарных объектов, - комментирует руководитель УФАС России по Кировской области Артем Молчанов. - Однако мы проанализировали сам порядок разработки подобных схем в Кировской области и пришли к выводу, что в этом порядке нет конкретных сроков разработки документов. А затягивание вопроса может приводить к нарушению закона «О защите конкуренции». Поэтому мы приняли решение проинформировать об этом Правительство, которое в соответствии с законом «О торговле» занимается разработкой порядка. Кроме того, мы взяли на контроль обращения предпринимателей в администрацию города о включении их объектов в схему. Если мы увидим, что заявления отклоняются или предприниматели получают необоснованный отказ, это будет поводом для возбуждения новых дел

Схема, которую приняла Городска дума, конечно, многих предпринимателей не устраивает. Но, говорят, теперь хотя бы есть предмет разговора. Теперь надо требовать, чтобы туда включили тех, кто хочет дальше работать. А это 250 ларьков, 150 лоточных мест, 1500 рабочих мест. Если муниципалитет не станет включать эти объекты в схему, у него должна появиться аргументация.

Для борьбы все средства хороши

В соответствии с законом, даже не включение в схему размещения нестационарных объектов, не является основанием для ликвидации бизнеса. Но предприниматели, чьи нестационарные объекты не вошли в схему, сейчас пачками получают уведомления о необходимости освободить земли. В этом мэрия ссылается на 610 статью Гражданского кодекса, которая предполагает одностороннее расторжение договора. Юристы объясняют, если в установленный срок бизнесмены не выполнял требование мэрии, точки демонтируют без их ведома, оплатить все работы по ликвидации объектов придётся владельцам точек.

Ни у одного уведомления срок пока не вышел, поэтому сейчас предприниматели принимают все возможные меры, чтобы сохранить свой бизнес. Большинство согласны с тем, что надо убирать из ларьков пиво и сигареты, но есть хорошая альтернатива - перепрофилировать нестационарные объекты в магазины шаговой доступности. Торговать там продукцией местных товаропроизводителей, особенно тех, кому непросто попасть на полки торговых сетей. Но пока этих аргументов власть не слышит. Угроза сноса ларьков, не вошедших в схему, остается. Предприниматели настроены по-боевому. Говорят, будут проводить акции протеста, и если решить вопрос на уровне города не удастся, поедут в Москву жаловаться президенту. Напряжение нарастает.

- Если будут сносить, я как депутат ОЗС готов приковать себя наручниками, чтобы это остановить, - говорит Валерий Туруло. - На самом деле, у нас есть два пути. Либо город садится за стол переговоров и мы ищем компромисс. Если вопрос не решается, мы идем на федеральный уровень. Если предприниматели будут получать отказы о включении в схему, мы идем в суд и обращаемся с новым заявлением в ФАС. Дело осложняется еще и тем, что ему придают национальную окраску. Владельцами около сотни объектов являются азербайджанцы. Ни один из их объектов не вошел в схему. 

Больше половины владельцев ларьков и киосков намерены действовать через Ассоциацию защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области. Другие пока в замешательстве.

- Я не хочу воевать, я хочу, чтобы мне не мешали, - говорит Федор Мулик, предприниматель. - Не прошу никаких дотаций, никакой помощи, только прошу дать мне спокойно работать.

- А я учу английский язык, потому что понимаю, что если мне не дадут работать, мне нужно будет куда-то уехать, - рассуждает Мамед Мамедов. - Я не хочу, чтобы мои дети занимались здесь бизнесом, потому что это не работа, а постоянная война с администрацией. В таких условиях о развитии думать невозможно.

По словам предпринимателей, логика всех этих действий администрации ясна. Они идут на поводу у торговых сетей. Последние два года в регион стали активно приходить крупные федеральные сети, в этих условиях местные теряют часть рынка, например, известная сеть за последний год потеряла 6% дохода. Если учесть, что за год она делает около 25 миллиардов рублей оборота, 6% - это 1,5 миллиарда рублей. С федеральными сетями выяснять отношения бесполезно. Значит надо ликвидировать мелких конкурентов. Самый лучший способ это сделать – использовать вне конкурентные методы борьбы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: