Сергей Доронин: почему я хотел стать мэром

В России, чтобы защитить свой бизнес, предпринимателям недостаточно хорошо знать и исполнять законы. Гораздо эффективнее самим участвовать в их принятии. Правда, иногда, чтобы быть услышанным, приходится использовать агрессивные методы. О том, зачем эсеры устроили в Думе «итальянскую забастовку» и как трудно отстаивать интересы бизнеса в условиях давления партии власти рассуждает депутат Государственной Думы Сергей Доронин.

Как очевидец принятия скандального законопроекта о митингах, расскажите, как это было и что именно Вас не устраивает в уже принятом варианте?

В тот день была большая повестка дня - 89 вопросов. И, по стечению обстоятельств, внесение изменений в административный кодекс о правонарушениях на митингах стоял 58 номером. Многие коллеги депутаты сразу вспомнили о том, что по 58 статье при сталинском режиме судили «врагов народа». Поэтому ещё на утренней сессии мы договорились, что, по возможности, этот вопрос из повестки дня рассмотрим до перерыва. К слову, только нашей фракцией было подготовлено 411 поправок, плюс несколько десятков поправок от коммунистов.

Но ваши поправки были заведомо непроходными?

Нет, там была масса закономерных поправок, которые при здравом голосовании «Единая Россия» могла принять. Например, поправка о том, чтобы не штрафовать ветеранов войны за возможные нарушения на мирных массовых мероприятиях

А как же поправка «Штрафы привязывать к стоимости полицейских дубинок»?

Некоторые предложения действительно на первый взгляд казались абсурдными, не совсем логичными. Но суть их всех была в разных точках зрения на проблему, поиск вариантов ее решения. Например, поправка о расчете размера штрафа исходя из величины прожиточного минимума. Потому что для всех понятно, что 300-тысячный или миллионный штраф для юридического лица – представителя малого бизнеса - равносильно банкротству, а 300 тысяч для физлица – это и вовсе неподъёмные деньги, особенно для периферийных территорий, как, например, Кировская область. Мы считаем эти утвержденные изменения в законодательство антиконституционными мерами. Они попросту нарушают права граждан на свободное волеизъявление в ходе массовых мероприятий (статья 31 Конституции РФ). Тем более что все эти внесенные поправки можно при желании (или по приказу заинтересованных лиц) довести до абсурда. Если митингующий, закрывает лицо, например, женщина в холод стоит в шали, правоохранительные органы могут сказать, что это маска. Или что касается порчи имущества. Оштрафовать на миллион рублей могут даже за то, что группа людей зашла на газон или кто-то сломал ветку. Принятие таких мер – это неправильно. Власть должна идти на диалог с обществом, договариваться, а не действовать репрессивными методами. «Единая Россия» договариваться не хочет. Ей удобнее быть трибуном жесткой вертикали власти в условиях полицейского государства. При таком раскладе большинство в Государственной Думе давно стала придатком исполнительной власти и давно принимает только комфортные и удобные для неё решения.

Заседание 5 июня было, пожалуй, самым длительным за всю историю российского парламента. Обсуждали поправки почти 11 часов. Действительно страсти кипели?

Естественно. Депутатам от «Единой России» хотелось побыстрее протащить этот закон. Меня вообще поражает, что многие серьёзные законы у нас принимаются за 5 минут. Большинство, сколько бы ты не аппелировал к здравому смыслу, голосуют так, как надо исполнительной власти. В ходе обсуждения они постоянно вносили изменения в регламент. Последнюю сотню поправок обсуждали по 15 секунд каждую. Ну что можно за 15 секунд обсудить? Мы неслучайно внесли такое большое количество предложений. Это такой метод психологического давления. Просто других инструментов и аргументов у оппонентов партии власти становится все меньше.

Как думаете, принятие изменений повлияет на протестные настроения в обществе?

Такими методами закручивания гаек партия власти ничего не добьётся. Протест у людей будет только расти, хотя в Кирове, где платить такие штрафы людям не по силам, количество желающих поддержать протестные акции, возможно, уменьшится.

Правозащитники предлагали Путину наложить вето на закон, но он этого не сделал? Как оцениваете этот поступок?

Чего там иллюзии испытывать? Инициатива исходила от исполнительной власти. Как можно наложить вето на свои инициативы? Для меня сразу было понятно, что вето не будет.

Во время предвыборной компании в Кирове шли разговоры о Ваших амбициях на должность мэра? Вы действительно хотели занять этот пост? И почему?

В случае победы оппозиционных партий я действительно готов был возглавить Городскую думу, тем более, что есть опыт хозяйствования, опыт управления, опыт поднятия предприятия с нуля, выстраивания взаимоотношений внутри крупного холдинга, где работает более 1000 человек. Считаю, что я бы мог стать главой города и справлялся бы с поставленными задачами.

А что Вас не устраивают в городе?

Очень многие вещи не устраивают. И благоустройство, и система ЖКХ, и точечная застройка города. Когда на местах зелёных зон строятся торговые или офисные центры или элитное жильё, увеличивая плотность застройки в центре - это недопустимо. Город должен развиваться, но для этого достаточно периферийных земель. Я считаю, что парки – зелёные «легкие» города - должны благоустраиваться. В них можно сделать пешеходные дорожки скамейки, лавочки, освещение. Необходимо восстанавливать и историческую часть города. Много вопросов к сегодняшней власти и по части расходования бюджета. Также для привлечения инвестиций в город можно больше участвовать в федеральных целевых программах - а их сотни! Для благоустройства города можно привлекать средства – было бы желание.

Как оцениваете кадровые назначения в горадминистрации? Ведь, по сути, там остались те же люди.

Вмешиваться в ситуацию сейчас, и осуждать главу города за кадровую политику я не могу. Наверное, с людьми, которые в теме, работать комфортнее. Ведь работа чиновника на самом деле очень сложная. Сегодня есть огромное количество законов, подзаконных актов, различного вида постановлений и отчётов: всё надо помнить и всё надо всё знать. Видимо те, кто остался, отличаются профессионализмом. Хотя команду надо обновлять, должны появляться новые люди, особенно молодые специалисты.

Как вам, как депутату Госдумы, работается с городской властью или Вы не пересекаетесь вообще?

Пока не пересекаюсь, но есть интересные проекты, которые буду предлагать. Уже с губернатором переговорил. Вот, например, строительство быстровозводимых универсальных спортивных сооружений в рамках федеральной целевой программы. Например, хоккейно-футбольных кортов. Я буду предлагать установить в области 58 таких кортов, 10 из которых будут в Кирове.

Например, предприятие, которым я руководил до недавнего времени, поставило такой корт в селе Каринка. Он пользуется огромной популярностью у любителей спорта всех возрастов, а стоимость содержания этого корта вполне по силам многим муниципальным образованиям - порядка 20 тысяч в год.

Буду предлагать начать реализовывать проект уже в этом году. Надеюсь, что найду поддержку, ведь возведение кортов возможно без привлечения региональных средств, за счет федеральных вложений. В таком случае, при формировании бюджета этого проекта мы совместно с членами Совета Федерации от Кировской области, регионального правительства будем добиваться финансирования от федерального центра уже на будущий год. 

Вы коснулись своего предприятия. Продолжаете ли Вы участвовать в руководстве холдингом «Абсолют-Агро»?

По закону мне нельзя заниматься коммерческой деятельностью, но это не значит, что я не в курсе всех событий. Я продолжаю держать руку на пульсе.

Какие стратегические цели у предприятия на ближайшие 10 лет?

Стратегические цели - выжить. Потому что наша страна в ближайшее время вступает в ВТО, а это грозит серьёзными испытаниями для сельского хозяйства. Как заместитель председателя аграрного комитета Госдумы я сейчас обозначаю проблему на всех мероприятиях и «круглых столах» в Государственной Думе с участием всех профильных министерств и ведомств.

Сельскому хозяйству в условиях вступления в ВТО нужны дополнительные преференции, дополнительные средства на поддержание отрасли. Проблема в том, что по условиям вхождения в ВТО определена планка для помощи российскому АПК - 9 миллиардов долларов. Сейчас в бюджете заложено 4 миллиарда федеральных денег и 2 региональных. Это смешная сумма, если учесть, что в США на поддержку сельхозтоваропроизводителей тратят около 100 миллиардов долларов в год. После вступления в ВТО продукция иностранных производителей хлынет на наши рынки. Впрочем, это началось уже сейчас, ведь большинство крупных торговых сетей - это сети с иностранным капиталом. Нам, отечественным производителям, и так сложно попасть на полочное пространство в крупных городах, а после вхождения в ВТО сельское хозяйство «просядет» по всем позициям. Снизятся ввозные пошлины на мясо, к 2020 году отменят квоты, которые определяли количество ввозимого мяса. То есть мы интегрируемся в мировую экономику. Но Россия к этому не готова. И, хотя Путин и говорит, что это придаст дополнительный стимул производителям повышать качество продукции и модернизировать производство, напряжённая политическая и экономическая ситуация в стране не создаёт благоприятный инвестиционный климат.

Что сейчас можно сделать, чтобы избежать обострения этих проблем?

Договориться о том, что будем тратить на село те деньги, которые заложены в договоре по вхождению в ВТО, то есть те 9, а не 6 миллиардов. Эти деньги можно потратить на социальные проекты, на субсидии сельхозтоваропроизводителям, на пролонгацию инвестиционных кредитов, которые были взяты на строительство крупных животноводческих комплексов, молочных ферм. Так мы, по крайней мере, сможем бороться с западными поставщиками. Ведь у нас опережающими темпами растут затраты на энергоносители, на зарплату, а стоимость конечной продукции не растёт. Рентабельность падает. И это касается все отраслей производства – будь то лёгкая промышленность, или машиностроение. По сути, нам предлагают выбросить грудного ребёнка в воду, мол, пусть учится плавать сам. Это неправильно. Государство как будто отстранилось от этих проблем. И признало, что мы - сырьевая держава и имеет смысл поддерживать только банковский и добывающий сектор.

Как у вашего холдинга складываются отношения с федеральными сетями?

Мы привыкли к требованиям сетей, конечно, хотелось бы, чтобы продавалось больше продукции, но с сетями работаем нормально. С «Пятёрочкой», «Магнитом», «Метро», с местными сетевиками.

Как разрешился предвыборный конфликт с системой «Глобус», когда сеть отказалась продавать продукцию холдинга?

Сейчас в стадии переговоров с владельцем сети Олегом Березиным. Политика политикой, но коммерческие отношения нельзя вмешивать. В момент выборов, конечно, страсти накаляются. Иногда в пылу эмоций люди действуют опрометчиво. Самое главное – не выходить за рамки. Я думаю, мы возобновим сотрудничество.

Скорое вступление в ВТО отражается на политике предприятия?

Мы постоянно думаем об этом риске, но процесс настолько глобален и сегодня уже так мало зависит от нас, что повлиять на него в рамках политики одного предприятия сложно. Мы можем только догадываться об объёмах сырья и готовой мясной продукции, которые в обязательном порядке хлынут на наши рынки. Поэтом стараемся идти в ногу со временем, какие-то линейки продуктов открываем, какие-то закрываем.

А продукция наших предприятий на западе пойдёт?

Иллюзий не надо испытывать, я считаю, что в сегодняшних условиях не пойдёт. Как представляете себе продукцию «Абсолюта» в Германии, Голландии, Австрии, Италии, США? Это фантазии. Европейский рынок уже давно поделен. Никакие сети не пустят нас на рынок западных стран. Хотя нам говорят, мол, вы должны соответствовать уровню, так что идите и завоёвывайте. Нет, это утопия!

В своём блоге Вы высказывались на тему законопроекта «О федеральной контрактной системе»? В чем его суть и почему Вы считаете, что такой закон необходим?

Необходим опять же в связи этого закона с вступлением в ВТО. Надо давать преференции нашим местным производителям. На законодательном уровне писать, что право на участие в торгах на поставку в государственные и муниципальные учреждения могут предоставляться только местным или отечественным товаропроизводителям. Государству пора вставать лицом к местным производителям. Убирать право чиновников влиять на конкурсы. А то, бывает, доходит до смешного. Например, проектно-сметную документацию прошили белой ниткой, а по условиям конкурса надо чёрной.

Ещё над какими актуальными законопроектами сейчас работаете?

Большое количество изменений внёс в закон о ввозе продукции растениеводства в РФ. Ни для кого не секрет, что в этом плане у селян огромные проблемы. Например, лет 5 назад западные поставщики ввезли в Россию огромное количество семян картофеля и при этом практически демпинговали. Таким образом они выдавили с рынка местных производителей семян, после чего взвинтили цены.

За прошедшие несколько месяцев Вашей депутатской работы в Госдуме что действительно удалось сделать?

Я уже полгода работаю в профильном комитете – аграрном, поставил перед собой определенные задачи и системно их выполняю. Пытаюсь донести до исполнительной власти проблемы отрасли. На комитеты постоянно приходят представители разных ведомств - Министерства финансов, Минэкономразвития. Там идут нешуточные схватки. Моменты накала страстей бывают на каждом заседании. Например, было у нас заседание, когда отчитывался «Росагролизинг». Мы, как представители аграрного сектора, высказали огромное количество претензий.

Приходили к нам и представители банков – Сбербанка, Россельхозбанка. В условиях кризиса они пытаются полтора-два процента отжимать с селян, вводя комиссионные за выдачу кредитов. Эти вещи приходится остро и принципиально обсуждать. 

Много предложений вношу в программу по развитию сельского хозяйства до 2020 года. Пытаюсь лоббировать такие вещи, как увеличение сроков кредитования для сельхозпроизводителей. Сегодня настали сроки возврата кредитов, рентабельность у хозяйств упала. В ближайшие 5-6 лет они будут заниматься либо расплатой с долгами, либо им дадут возможность отсрочить возврат тела кредитов и позволят заниматься модернизацией производства. Так, к примеру, полтора триллиона кредитов уже взято аграриями на сегодняшний день: около 1 триллиона - это инвестиционные кредиты на модернизацию, остальное – короткие займы. Прошедшая засуха опять же принесла с собой серьезные проблемы и огромные финансовые потери, которые у некоторых предприятий оказались соразмерны с 2-3-4-хгодовалой прибылью. Государству надо понимать одну вещь: сегодня мы серьёзно «сидим» на сырьевой «игле». А если мы ещё «подсядем» на продовольственную «иглу», то наша страна – аграрная держава по своей сути – столкнется с офень серьезными негативными последствиями.

Сейчас мы со своей стороны пытаемся изменить ситуации, надеюсь, в сторону сельхозтоваропроизводлителей, повернуть власть к ним лицом. Иначе - точка невозврата: мы будем полностью зависеть с одной стороны от покупателей наших нефтяных ресурсов, с другой - от иностранных поставщиков продуктов питания. А это – возможный новый кризис отечественной экономики. Такого допустить нельзя. Мы будем делать всё возможное, чтобы не позволить событиям развиться подобным образом. Сегодня российские аграрии могут сами кормить свою страну, надо просто дать им эту возможность! 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: