Сезонность бизнеса: что с ней делать?

Нелли Дашаева, директор Центра Бизнес-консультирования НДКиров

Почти 90% бизнесов в России, по мнению собственников, носят сезонный характер. Межсезонье - бич такого бизнеса: падают продажи, падает прибыль. Есть ли выход из такой ситуации?

Давайте для начала разберемся, что же такое сезонность бизнеса, и какой она бывает.
Под сезонностью мы будем понимать периодические колебания спроса в зависимости от погодных факторов, времени года, праздников и т.п.

Выделяют три вида сезонности: жесткая, яркая и умеренная. В зависимости от типа строится и работа по решению задач сезонного бизнеса.

Жесткая сезонность

Когда разница в продажах в высокий сезон (рост продаж) и низкий сезон (спад продаж) доходит до 100%. Например: продажа новогодних игрушек, пасхальных куличей и т.п.

К сожалению вариантов решения вопросов сезонности в таком бизнесе не много, точнее вариант только один — диверсификация бизнеса. В период резкого сезонного спада необходимо найти другой высокодоходный бизнес. Таких бизнес-проектов может быть множество, каждый из них будет носить сезонный характер, но в целом по году уровень дохода будет примерно одинаковым.

Сюда же можно отнести небольшую переориентированность бизнеса и предложения разных товаров посезонно.

Яркая сезонность

Разница продаж в высокий и низкий сезон составляет 30-50%, например: организация праздничных мероприятий, туристический бизнес и т.п.

Это самый распространенный тип сезонности, и здесь достаточно много вариантов решения данных вопросов. Например, создание специальных низкосезонных предложений – когда мы предлагаем в низкий сезон более выгодные условия для покупки. Мы используем в своей деятельности принцип «Покупай сани летом» и доносим  это до нашего клиента.

Другой вариант — активная работа с партнерскими программами. В несезон вы можете продавать услуги или товары ваших партнеров и получать комиссионные  или запускать совместные акции. Тем самым вы не будете тратить огромные деньги на привлечение клиентов в несезон, но увеличите клиентскую базу, из которой кто-то купит у вас сразу, кто-то дождется сезона и вспомнит о вас. Работая с партнерами в несезон вы активно готовите клиентов к покупке в сезон.

Также в несезон можно заняться планированием долгосрочных проектов. Воспринимайте этот период как возможность спланировать деятельность компании на ближайшие несколько месяцев, заняться бизнес-администрированием и отлаживанием механизмов в компании, а также возможной диверсификацией бизнеса.

Умеренная сезонность

При такой сезонности разница продаж едва достигает 10-20%. Например: производство мебели, продажа хлебобулочных изделий и т.п.

Если у вас умеренный тип сезонности – вам повезло, потому что вы можете свести фактор сезонности на нет всего лишь одним действием – четкой и грамотной отстройкой от конкурентов!

Если вы №1 в своей нише и сильно отличаетесь от конкурентов, клиенты всегда будут выбирать вас. И даже если все компании в вашей нише будут страдать от нехватки заказов, вы будете загружены постоянно.

Внимательно посмотрите на свою сезонность: составьте график оборотов за год, посмотрите, как долго длится высокий и низкий сезоны. Спланируйте деятельность своей компании в низкий сезон или найдите новые направления развития.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: