Интернет-торговля растет рекордными темпами

В России на сегодняшний день насчитывается порядка 40 тысяч интернет-магазинов. При том, что доля интернет-продаж в общем товарообороте страны составляет пока еще совсем скромные два процента. Впрочем, все оценки аналитиков показывают, что рынок интернет-продаж в ближайшие годы будет расти рекордными темпами.

Е-commerce, что в переводе с английского означает интернет-торговля, ежегодно прибавляет минимум по 25-35%. О небывалом росте популярности покупок через сеть среди россиян говорит хотя бы тот факт, что еще каких-то полгода назад по запросу «Интернет магазин» поисковые системы выдавали около 11 миллионов показов в месяц, а сейчас — уже более 13 миллионов. И это при том, что по статистике, за год в России закрывается порядка 10% Интернет-магазинов. Правда вместо них тут же появляется еще 20-30% новых. Столь стремительное развитие превратило российский онлайн-рынок в крупнейший в Восточной Европе. По данным отчета международной исследовательской компании Euromonitor International, его объем на сегодняшний день составляет порядка 350 млрд рублей.

Вместе с тем, по данным Data Insight, оборот всех российских Интернет-ритейлеров в прошлом году составил 405 млрд рублей, в том числе 280 млрд рублей пришлось на материальные товары. Причем, крупнейшие игроки рынка, входящие в топ-25, в 2012 году увеличили свою выручку на 55-60%. И судя по всему, этот рост будет продолжаться. Так, по оценкам экспертов Morgan Stanley, к 2015 году объем рынка электронной коммерции вырастет до 36 млдр долларов, а за последующие 5 лет увеличится еще вдвое.

Одним из основных двигателей столь быстрого развития в России Интернет-продаж является Китай. Поднебесная обеспечивает российских Интернет-торговцев дешевой производственной базой. Второй немаловажный фактор — достаточно быстрое развитие Интернет-инфраструктуры, особенно, в крупных городах страны.


Кстати, именно с Китаем работает один из самых успешных в Кирове интернет-магазинов «Мир забав».

- Наш Интернет-магазин работает с 2009 года, - говорит руководитель магазина «Мир забав» Павел Безденежных. - Развитие шло постепенно, размеренно. Особых маркетинговых ходов для раскрутки сайта не предпринимали. В основном использовали и используем контекстную рекламу, яндекс-директ, поиск по ключевым словам.

За несколько лет работы бизнес компании пошел в гору. И сейчас Интернет-магазин поставляет товары во все регионы России — от Калининграда до Камчатки.

-У нас достаточно специфичный товар, - объясняет предприниматель. - Услугами Почты России мы не пользуемся. У нас есть договор с логистическими компаниями, которые занимаются перевозкой, растаможкой, и другими вопросами. Пользуемся, конечно, и услугами транспортных компаний. Сроки доставки нарушаются очень редко. У нас клиенты по всей стране — для Интернета границ нет!

Кстати, по данным InSales.ru, в 2012 году лучше всего через Интернет продавалась электроника и бытовая техника. В первую тройку также попали «одежда и обувь», а также «компьютеры, ноутбуки, комплектующие».

Вместе с тем, наибольшее число заказов в сутки было зафиксировано в сегменте «Одежда и обувь» - 53,2 тысяч в день. На втором месте с 23,8 тысячами заказов — «электроника и бытовая техника». И лишь третье место у продуктов питания (18 тысяч заказов), которые россияне пока еще предпочитают покупать в обычных магазинах. При этом в пятерку самых быстрорастущих сегментов рынка вошли товары для дома (рост 104 процента), косметика и парфюмерия (рост 95 процентов), зоотовары (рост 93 процентов), подарки (рост 85 процентов) и мобильные телефоны (рост 83 процента). Впрочем, высоки показатели роста и  у такого сегмента, как «одежды и товары для детей», в котором работает директор Интернет-магазина «Модная мамочка» Светлана Держаченко.

-Сам проект появился на свет в феврале 2011 года, - вспоминает Светлана. - Но эффективно он заработал только после того, как у нас появилась группа «Вконтакте».

По словам бизнес-вумен, именно использование социальной сети сыграло определяющую роль в развитии как самой компании, так и Интернет-магазина в целом.

-Сейчас в соцсети у нас 5,5 тысяч друзей, - говорит Светлана. - Две трети из них — это целевая аудитория. На мой взгляд, использование группы в соцсети приносит больше нам больше выгоды, нежели, сайт. В группе происходит непосредственное живое общение с клиентами, есть возможность оперативно рассказать какие-то детали о том или ином изделии, обратить внимание на прочие важные вопросы. Впрочем, сейчас Интернет-магазин и группа в соцсети взаимно дополняют друг друга.

Правда полностью переходить в онлайновый режим работы Светлана не планирует. Даже наоборот. У компании не так давно появился небольшой магазин в 33 квадратных метра и склад. Причем, в марте обороты розницы в офф-лайне впервые превысили показатели онлайн-рынка.

Почтовая лотерея

- Оборот продаж через Интернет тоже растет, - поясняет ситуацию директор магазина. - И наверное следует говорить о том, что именно активная работа в сети повлияла на увеличившийся спрос в стационарной точке. Дело в том, что люди сначала могут зайти на сайт, присмотреть там, какой-то товар, а затем прийти покупать его уже непосредственно в магазин. А может случиться наоборот, когда приходят сначала в магазин, примеряют вещь, а затем через какой-то время делают заказ через Интернет.     

Кстати, торгует компания тоже со всеми регионами страны. Правда происходит это не без определенных проблем, прежде всего, связанных с доставкой товара черед почту.

- Почта России — это лотерея! Бывает, что посылка и за 5 дней дойдет, а порой непонятно где 2-3 недели блуждает, - сетует Светлана. - В то же время хочу отметить, что потерь никогда не было. Пусть с опозданиями, но товар до клиентов доходил. Однажды правда был такой случай. Отправили посылку на юг наложенным платежом. Однако в почте про это, видимо, не знали и отдали ее получателю без оплаты. К счастью, человек оказался порядочным и сам переправил нам деньги.

Поэтому кроме услуг Почты, компания также использует услуги транспортных компаний.  Особенно в тех случаях, если речь идет об оптовых поставках.

- Почта это не только некоторая неизвестности, но очереди, плюс достаточно высокая стоимость отправки. Для того, чтобы отправить курточку приходится платить 250 рублей, и если груз в 2 раза меньше по весу и габаритам — те же 250 рублей. Впрочем, для доставки по городу мы используем курьерскую службу.

Однако не смотря на все проблемы с онлайн-торговлей, кировская бизнесвумен убеждена, что будущее безусловно за Интернетом.

- Интернет — наше будущее, - говорит Светлана. - Продажи становятся адресными, ориентированным на конкретного потребителя. Жизнь ускоряется и это лишь веление времени. Вам достаточно выйти через поисковик на какой-то корм для собак, и потом вы постоянно будете натыкаться в Интернете на все, что с ним связано. Продавцы уже сейчас знают, что мы хотим и предлагают нам именно то, что нам нужно.

Между тем, в раскрутке компании Светлана делает ставку не только на активность в соцсетях. Кроме этого, компания активно работает в других социальных направлениях. В частности, сотрудничает с общественной группой поддержки грудного вскармливания «Белая река».

-Я предоставляю бесплатные консультации беременным женщинам по тем или иным вопросам, - отмечает Светлана. - От этого мне нет прямой материальной выгоды, но я получаю моральное удовлетворение, а заодно знакомлюсь с будущими клиентами и узнаю, что им нужно, и что может понадобится в будущем.

К новичкам онлайн-торговли Кирова можно отнести Интернет-магазин «Базилика», который существует на рынке чуть более полугода.

- У нас наряду с онлайн-предложением существует и маленький магазин, где наш товар можно, что называется посмотреть, попробовать и понюхать, - говорит руководитель Интернет-магазина «Базилика» Ульяна Сохранных. - Продукты, которыми мы торгуем специфичные, и нас уже узнают.

В связи с небольшим бюджетом, компания, по словам Ульяны, тратит совсем небольшие деньги на позиционирование и большое внимание также уделяет соцсетям.

- По данным нашего мониторинга, из 20 зашедших на сайт один совершает покупку, - отмечает Ульяна. - Считаю это неплохим показателем. Тем более, что наш товар мы распространяем не только по городу и в некоторых районах области, но даже в других регионах. В частности, в Коми.

Кстати, по словам бизнесвумен, каких-либо проблем с доставкой товара покупателям у нее пока не возникало. Впрочем, как не было и возвратов. Вообще, по словам кировских онлайн-торговцев, возвраты бывают достаточно редко.

Основные проблемы

Между тем, самым проблемным с этой точки зрения онлайн-товаром, является одежда. В среднем от купленной в Интернете одежды отказываются 30-50% покупателей. А максимально высокий процент возврата имеет обувь. От нее отказываются более половины клиентов. В то же время наименьший процента возврата наблюдается в сегменте «Товары для детей», т. к. рынок не насыщен, а подобрать эти товары относительно легко.

Одна из глобальный проблем на пути развития Интернет-продаж в стране — низкий уровень использования электронных платежей. Несмотря на то, что количество платежных сервисов растет, доверие россиян к ним пока невелико. От того 95% всех платежей проходят наличкой. При этом основным тормозом развития Интернет-торговли в России является слабо развитая логистическая сеть — то есть отсутствие отлаженной системы доставки товаров.

Источник фото: img.ntv.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: