Вся жизнь – расчет: за счет чего выживают современные театры

$15 млн – во столько оценивается самая дорогая театральная постановка в мире «Король 

лев», а самые большие сборы в $3,2 млн собрал знаменитый мюзикл  «Призрак оперы». Сколько стоит постановка спектакля в нашем городе, и может ли репертуарный театр в России существовать без господдержки, «Навигатору»  рассказал директор «Театра на Спасской» Владимир Грибанов.


«Театр на Спасской» является не только популярным, но и наиболее успешным с финансовой точки зрения театром в нашем городе. За счет чего вам это удается?

- Успешность театра – понятие весьма относительное, пределу совершенства нет. И надо понимать, что известность и популярность не всегда дают равнозначный финансовый результат. Театральные представления – это не хлеб насущный, на наш товар спрос не повседневный. По статистике, в России театр посещают лишь 6-8% населения, т.е. потребность не столько велика, как хотелось бы.

Наш театр фактически посещает 72 тыс. зрителей в год. Условно говоря, мы играем 230-240 спектаклей в год, которые могут увидеть 96 тыс. человек – это наш максимум. По нашим расчетам, средняя заполняемость зала составляет 70%. При этом, цена на билеты исходит из реальных возможностей жителей нашего города. У нас пока максимальная цена была на большой сцене 300 рублей, на малой цене - до 500 рублей, но это исключение. Средняя цена составляет 200-250 рублей. Отталкиваясь от этого, мы прогнозируем и выстраиваем свои доходы.


Какие источники финансирования для театра еще существуют?

- Государство поддерживает театр через субсидии, и таким образом создает предпосылки для социальной цены, что делает регулярное посещение театра доступным для любых категорий населения. Условно говоря, примерно две трети расходов несет государство. Так, бюджетные средства идут на содержание здания, коммунальные платежи, оклад работников театра. Что касается этой статьи расходов, то сам театр не менее 60% своих доходов расходует как раз на заработную плату. Также государство частично финансирует постановку спектакля, плюс берет на себя небольшие расходы на иные цели – приобретение особо ценного имущества, например.

Третий источник финансирования – это гранты, и за счет них практически каждый год нам удается привлечь дополнительные средства. У нас шел спектакль «Борщевик» - это был спектакль современной хореографии. Для его постановки приезжала  постановочная группа из Франции. Ее проезд, гонорар, проживание и материальные затраты на постановку спектакля были полностью оплачены за счет гранта Евросоюза. Другой пример: мы получили грант Союза театральных деятелей и грант из Финляндии на постановку спектакля «Муми-опера». Ну и, конечно, наши местные гранты – мы не единожды получали грант правительства Кировской области. Первый из них был в размере миллиона рублей, за счет него удалось купить однокомнатную квартиру для наших сотрудников. На следующий год этот грант выиграл театр кукол, они значительную часть потратили на проведение межрегионального фестиваля.

В этом году мы получили грант на сумму 3 млн рублей, часть которого мы планируем  потратить на заказ пьес, приобретение свето-технического оборудования и т.д. Таким образом, за счет грантовой поддержки мы создаем свой творческий продукт, материально-техническую базу, привлекаем творческие силы. И к тому же у нас есть небольшая поддержка от нашего бизнеса. Но это, скорее, не доходы, а снижение расходов. На данный момент государство не считает возможным создать такие условия для бизнеса, чтобы он хотел вкладывать реальные деньги в искусство, образование, медицину – одним словом, в бюджетную сферу. Это станет возможным только при условии послабления налогооблажения, а у нас в области дефицит бюджета.

К слову, в этом году с подачи правительства запущен проект «Дорожная карта» - им государство дало сигнал о необходимости поднять уровень социальной защищенности, благосостояния работников бюджетной сферы. Суть проекта в том, что до 2018 года средняя зарплата бюджетников должна подняться до уровня средней зарплаты в промышленности, а это уже более 30 тысяч рублей. Если зарплаты реально поднимутся до такого уровня, то вопрос с высококвалифицированными профессионалами будет решаться совсем в ином качестве. И я говорю не только об актерах. В театре много специальностей, которые являются ключевыми в создании спектакля. Классных специалистов в нашем городе можно пересчитать по пальцам одной руки, и каждый из них уникален, индивидуален. Они хотят и действительно умеют создавать материальную часть спектакля.


Как вы считаете, может ли театр существовать без господдержки?

- Нет, однозначно. Есть, конечно, частные театры и антрепризные, но там совершенно иной принцип существования. Им господдержка не требуется, они стремятся при минимальных материальных затратах получить максимальный доход. У нас в России из успешных частных театров я могу назвать всего один – это театр имени Андрея Миронова в Санкт-Петербурге. Знал еще пару театров, которые изначально не являлись государственными, но они упорно стремились к господдержке и в итоге добились этого. Репертуарный театр, которым мы и являемся, не может существовать без финансирования из бюджета. Столичные антрепризные театры работают по такому принципу: в спектаклях участвуют звезды экрана, которых люди хотят увидеть в живую и готовы платить большие деньги за это. Зритель на подобные представления ходит не чаще 2-3 раз в год. А наш театральный зритель приходит к нам гораздо чаще, и не будет тратить такие деньги на билет.

Кроме того, с каждым новым произведением мы вступаем в зону риска, будет ли оно пользоваться популярностью, будет ли массовый спрос на этот спектакль – мы не можем  предугадать. Понятно, что  для режиссера задача номер один – это творческое самовыражение,  а коммерческий аспект уходит на второй план. Между тем, что хочу я, и что хочет зритель, всегда существовал шаткий баланс. Но любое искусство держится на личности. Этим оно и интересно.


Сколько в среднем стоит постановка спектакля?

- Суммы совершенно разные. В 2006 году мы поставили спектакль «Золушка», а через какое-то время состоялась пресс-конференция, на которой журналисты долго пытались выяснить, во сколько же он обошелся. А обошелся он в 250 тысяч рублей, и это был самый дорогой наш спектакль на тот момент. Сейчас этой суммой уже никого не удивишь, столько стоит рядовой, ничем не выдающийся в плане затрат спектакль.


Могут ли в Кирове появится новые театры?

- Новые – нет, город у нас небольшой, как и область. Не вижу необходимости их создавать. Хотя, могут возникнуть некрупные профессиональные или полупрофессиональные театры негосударственной формы. Хочу заметить, что театр не может быть создан искусственно. Театр рождается тогда, когда есть художественный повод, а художественный повод создает творческая личность. К примеру, не стало Петра Фоменко – что будет с театром, который он создал, не известно, потому что там все было построено на одной личности. Был театр на Таганке, был там Любимов в свои лучшие годы. А сейчас это совсем другой театр, не тот, который я видел когда-то в 70-80-х годах. То есть любой театр строится вокруг творческой группы людей, способных создавать нечто уникальное.


Не так давно на должность генерального директора Большого театра назначили Владимира Урина, который в свое время возглавлял Кировский ТЮЗ. Вы работали в ТЮЗе при нем?

- С Уриным я знаком, но не работал с ним. Я приехал в Киров в 1983 году, когда он уже был в Москве. Урин не долго проработал в нашем городе. При нем ТЮЗ был очень интересным и своеобразным. Это удивительный и очень талантливый человек, который прошел очень длинный и сложный творческий путь и добился значительных творческих результатов, которым может позавидовать любой руководитель и любой коллектив.


Какими премьерами в скором времени «Театр на Спасской» порадует своих зрителей?

- В сентябре состоится премьера спектакля по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Кроме того, в конце ноября или в начале декабря начнется показ нового спектакля «Щелкунчик». Параллельно Борис Павлович работает над спектаклем «Кукольный дом» в главной роли с Натальей Красильниковой. Он выйдет в рамках  проекта «Актеры крупным планом». Проект подразумевает постановку время от времени спектаклей, основанных на взаимном интересе актера и режиссера. Это сверхплановые постановки. Сообщу еще одну хорошую новость: в сентябре мы отправимся в Ярославль на фестиваль имени Федора Волкова. «Театру на Спасской» присудили очень значительную премию правительства Российской Федерации за вклад в развитие театрального искусства. Вот такие у нас мероприятия и планы на ближайшее будущее.

 

Досье:

Владимир Грибанов, директор КОГАУК «Театр на Спасской»

Дата рождения
19.10.1955

Образование
1972-1977 гг. - Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова

Карьера
1977- 1983 гг. – Саратовский театр юного зрителя, актер
1983-2004 гг. – Кировский театр юного зрителя («Театр на Спасской»), актер
с 2004 г. - директор КОГАУК «Театр на Спасской»

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: