Рынок для избранных: интервью с Владимиром Муллиным

Интервью с Владимиром Муллиным, заслуженным художником России

Кто знает, сохранила бы история имена Третьякова, Морозова, Щукина, если бы эти предприниматели конца 19 века не скупали живописные полотна и не соперничали друг с другом по размеру и полноте своих коллекций? За 100 с лишним лет рынок произведений искусства в России претерпел не мало трансформаций. Кто теперь формирует на нем спрос и предложение и какие действуют правила игры, рассказал заслуженный художник России Владимир Муллин.

Для начала хотелось бы выяснить, а существует ли вообще рынок произведений изобразительного искусства на западе и в России?

В Америке, в Европе, безусловно, этот рынок есть. Там конкретные люди, занимаются галереями и коллекционированием произведений искусства. А у нас в стране стихийный рынок, который только начинает появляться, и, на мой взгляд, сложившегося пока нет.

Для того, чтобы рынок искусства сложился, на мой взгляд, необходимо создание частных крупных музеев, когда люди, серьезно занимающиеся искусством, ищут произведения, собирают их, как в свое время Щукин, Морозов и т.д.



А что еще нужно, чтобы этот рынок в нашей стране появился?

Во многих странах существует государственная программа, созданная в помощь художникам. Это целое государственное дело. Как, например, в Китае, где государство покупает картины, собирает коллекции. И там, соответственно, существует спрос на картины не как на элемент интерьера, а как на произведение искусства, составляющую часть коллекции. Так было у нас до революции, когда музеи создавались императором, частными лицами, например, Третьяковым. И в те времена произведения искусства скупались целенаправленно. Вот тогда действительно рынок искусства в России был.



Получается, что он исчез в советское время?

В советский период рынок искусства был под жестким контролем государства. Государство заказывало то, что нужно для пропаганды своего строя. Художники работали на заказ. И их работы покупало именно государство. Но не с целью собрать произведения искусства в одном месте, а скорее с идеологической целью. Товарно-денежные отношения и рынок, как таковой, существовали между государством и художником. А между населением и художником их не было. Когда Советский Союз развалился, то начался хаос. И вот только-только на российском рынке стали появляться люди, которые покупают не совсем интерьерные картины, а произведения искусства.



Получается, что рынок был просто монополизирован в советские годы. Монополия была с точки зрения спроса, а не предложения. А сейчас какая ситуация? И когда она начала меняться?

Последние 20 лет ситуация диктуется все таки потребителями, то есть теми кто покупает искусство. И многое, к сожалению, и в кино, и в литературе, и в живописи стало делаться для усредненного вкуса. То есть это больше «картинки», нежели искусство. Но примерно 10 лет назад стали появляться люди, которые уже глубоко интересуются произведениями искусства и формируют личную коллекцию. Люди-ценители, которые понимают, что несет в себе картина. Что касается «картинок», они к рынку искусства не относятся. «Картинки» предназначены для интерьера. Это как сувениры в лавках для туристов, не дорогая и не совсем качественная продукция. А настоящее оно не может быть дешевым и не может нравиться большому количеству людей, оно никогда не будет массовым.



Значит, существует два рынка. Есть рынок «картинок», а есть рынок действительно произведений искусства?

Да, верно. Во всех более или менее крупных городах нашей страны образовался «уличный» рынок. Где, как пожелаете, и кошечки и цветочки найдутся. Это ширпотреб. Например, китайцы делают копии Ван Гога и других импрессионистов. Это у них уже отработано, как на конвейере. И продают не работами, а, можно даже сказать, килограммами на американском рынке. Получается, есть ширпотреб, и есть отдельный сегмент - искусство.



Если спрос на ширпотреб формирует население, то кто формирует спрос на рынке произведений искусства?

Известно выражение Ленина: «Искусство принадлежит народу». Но это совсем не так. Произведения искусства покупают люди, имеющие вкус, занимающиеся крупным бизнесом, потому что не каждый, конечно, может себе это позволить. Ценник достаточно большой, ведь есть картины, которые пишутся по несколько лет.


А в Кирове такие люди есть?

Есть. Но их совсем немного.


Какую функцию на этом рынке выполняют галереи?

Галереи – это посредники. Я как-то разговаривал с американцем, который утверждал, что у нас арт-рынка нет. И одна из причин - галереи в России не всегда отвечают за то, что они продают. Если в Америке галерея продала работу, но покупателя, спустя какое-то время, она не устроила, то ему вернут деньги или поменяют на другую. Я не думаю, что это же сделали бы и в России.
Вторая причина – у них художники не общаются напрямую с человеком, который покупает картину. Художник занимается творчеством, а его агент занимается материальной стороной. В нашей стране художнику приходится заниматься и тем другим.


Почему сложилась такая ситуация?

Во-первых, у нас нет этой культуры. Во-вторых у нас «азиатская» система продажи предметов искусства. Человек, который хочет купить картину в Америке, знает, что наценка там составляет 10-15%, это как оплата гарантии качества. У нас реальная цена может быть завышена в 10 раз.


А в Кирове сейчас есть хоть одна галерея?

Наверное, есть, но немного, я не сотрудничаю с ними. Спрос рождает предложение. А у нас в области не так много людей, которые хотят покупать искусство, из тех, кто может себе это позволить. Я не знаю, почему так складывается. Может дело в нехватке образования, может личный уровень подводит, но у нас совсем не много людей, которые покупают картины и поддерживают художников.


А насколько сейчас востребовано русское искусство на Западе?

На западе спрос на русское искусство очень большой. В Китае и в Америке люди целенаправленно собирают коллекции русского искусства. Китайцы и американцы очень ценят работы наших художников. В Китае вообще очень любят наше традиционное искусство. В Америке есть такой город Кармел, в котором около 300 галерей. И это в основном галереи традиционного направления. Я думаю, американцы уже «наелись» всего авангардного. Спрос на наше искусство там есть. Люди целенаправленно собирают и коллекционируют очень серьезные работы. Может сейчас в связи с кризисом в Америке спрос немного упал, но в Китае – нет. У них существуют галереи в разных городах, которые занимаются исключительно русским искусством.


Возникает вопрос, что сейчас в тренде, на что больше спрос?

Спрос есть и на традиционное искусство и на современное. Эти направления существуют параллельно. Тем не менее, один известный галерист мне как-то сказал: «Традиционные направления не надо объяснять и рекламировать. Здесь очень трудно обмануть зрителя. Если где-то, что-то сделано фальшиво, это будет сразу заметно». Именно поэтому очень ценятся эксперты в области абстрактного искусства 20-х годов. Потому что произведения тех лет легко подделать. Например, Кандинского с его полосками.


Кто-то сказал: «Художник должен быть голодным». Вы с этим высказыванием согласны?

Это не правда. Было исследование лет 10 назад. Один московский банкир интересовался тем, откуда пошло это выражение, откуда оно появилось. И начинал он анализ с Микеланджело. Микеланджело был очень состоятельным человеком. А если рассмотреть ситуацию ближе к нам, то, например, художники-передвижники были далеко не бедные люди. Наш земляк Виктор Васнецов имел приличный особняк в Москве. Он не был самым богатым художником того времени, но ему хватало на вполне достойное существование. Советские художники не были бедными. Бедными были импрессионисты. За исключением 2-3 человек, которые имели наследственное состояние. Они продавали свои работы за копейки. Их не воспринимали серьезно.

Я думаю, только благодаря русским купцам, импрессионисты поднялись в цене. А вообще художники никогда не были бедными. Это после развала Союза, в перестройку и 90-е спрос на искусство закончился, появился спрос как раз на сувениры, на «картинки». И тогда все обрушилось. Очень хорошие художники были вынуждены продавать свои работы за копейки. Но тем не менее на жизнь всегда хватало. Так что это не правда. Я не считаю, что много великого создали люди голодные и бедные. 

 

ФИО: Владимир Евгеньевич Муллин

Дата рождения, место:  20 марта 1968 г., Кирово-Чепецк

Образование:  Кировское художественное училище (преподаватели — Заслуженный художник РСФСР Вершигоров П. С., Гришин Е. А.)

Карьера:

c 1991 г. — Творческие поездки на Академическую дачу им. И. Е. Репина.

c 1991 г. — Член творческого объединения «Москворечье».

c 1995 г. — Член Союза художников России.

1995—1997 гг. — Творческие поездки в Финляндию, Швецию.

1995—1997 гг. — Участник международных пленеров во Франции (Корсика).

c 1997 г. — Творческие поездки на Кипр, в Израиль, Египет.

1998 г. — Творческая поездка в Италию (Венеция).

2000 г. — Присуждена Государственная стипендия по рекомендации Секретариата правления Союза художников России.

2002 г. — Награжден дипломом Российской академии художеств и дипломом Союза художников России.

2003—2004 гг. — Участник международных пленеров в Польше (г. Седльце).

2007 г. — Участник пленера в Китае (Пекин — Харбин).

2008 г. — Награжден медалью Союза художников России.

2009 г. — Творческая поездка в США (Калифорния)

2010 г. — Присвоено звание «Заслуженный художник России»

c 2010 г. — Участник Творческого объединения «Новые передвижники»

Сайт: www.vladimirmullin.ru

Узнайте больше о персоне: Муллин Владимир Евгеньевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: