Рынок высшего образования лихорадит

То и дело Рособрнадзор сообщает об отзыве лицензий у российских вузов и запрете на прием абитуриентов. Закрываются не только платные учреждения, но и целые государственные университеты. Рынок высшего образования лихорадит от этих известий. Как выжить в условиях жесткого государственного регулирования, и какие конкурентные преимущества могут быть у небольшого коммерческого вуза, «Навигатору» рассказал ректор Вятского социально-экономического института, доктор экономических наук, профессор Владимир Сизов.


По сообщениям ряда СМИ, за год с небольшим Рособрнадзор отозвал лицензии у более чем 200 вузов, среди которых есть как государственные, так и негосударственные. Похоже, для сферы высшего образования настали непростые времена. Как вы смотрите на этот процесс?

- На самом деле это некие «страшилки», которые возникают вследствие чудовищного искажения информации и абсолютно не соответствуют действительности. За первую половину 2014 года Рособрнадзор действительно осуществил проверку 192 вузов и филиалов, по результатам которых, направил порядка 138 предписаний об устранении выявленных замечаний. Отзыв же лицензии осуществляется только по решению суда. Заявлений об отзыве лицензий в суды Рособрнадзор в 2014 году направил только в отношении 7 вузов. Причем в трех случаях суды отказали Рособрнадзору в отзыве лицензии, одно заявление он отозвал сам и еще три заявления пока остаются на рассмотрении в судах. Таким образом в 2014 году в реальности пока еще ни у одного вуза лицензия не была аннулирована. А за весь 2013 год лицензии были аннулированы у семи вузов. Нескольким вузам, как государственным, так и негосударственным, Рособрнадзор запрещал вести прием абитуриентов до устранения выявленных нарушений. Такой запрет коснулся всего 27 вузов, но никак не нескольких сотен.   

Говоря о тенденциях в высшем образовании, можно констатировать, что требования к деятельности вузов за последние два года многократно возросли, в основном в области их научной, а не образовательной деятельности. Поэтому некоторые вузы, особенно филиалы, в сложившейся ситуации сами отказываются от дальнейшей работы. Во многих регионах вузы идут по пути объединения, при этом понятно, что их общее количество сокращается.
Однако по моему мнению укрупнение вузов – это не панацея от некачественного образования, скорее наоборот.  В экономике есть понятие «эффект масштаба»: чем шире и крупнее производство, тем дешевле себестоимость одной единицы продукции, которую выпускает предприятие. Но к вузам «эффект масштаба» не применим, потому что здесь не детали штампуются, а идет процесс обучения студентов, каждый из которых является уникальной и неповторимой личностью, требующей своего особого подхода. При укрупнении вуза, сколько денег затрачивалось на подготовку одного специалиста, столько же и продолжает тратиться. А за счет увеличения административно-технического аппарата и ступеней иерархии руководства вузом, даже и больше.

Государственным чиновникам от образования, конечно, проще управлять несколькими десятками ректоров, чем тысячами. Но нельзя забывать о том, что общая подвижность системы образования, ее инновационность, способность к саморазвитию и к решению сложных вызовов сегодняшнего времени, при укрупнении вузов резко падает. Несколько сотен или тысяч вузов, смогут более гибко реагировать на проблемную ситуацию, чем несколько десятков.

Кстати, ни в одной стране мира, кроме России, даже не обсуждается вопрос об «избыточном» количестве вузов в стране. В США, например, более 4000 высших учебных заведений, в странах Евросоюза, примерно такое же количество. Для России же на высшем уровне власти еще недавно высказывались предложения о достаточности 150-200 университетов. Правда, в настоящее время, вектор на сокращение вузов, похоже начинает меняться.   
      Во время недавнего пребывания в Кирове министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова на встрече с ректорами вузов ему был задан вопрос о том, какое количество вузов министерство считает оптимальным для России. Министр ответил, что в министерстве нет никаких конкретных цифр и установок на это счет. Главное чтобы вузы отвечали современным требованиям.


Как все эти процессы повлияли на рынок высшего образования?

- В этом году по данным на 1 сентября в вузы России было зачислено  932 тысячи человек (как в государственные, так и негосударственные). Это существенно меньше, чем в предыдущие годы - сыграло свою роль «управление» результатами ЕГЭ. На бюджетные места было зачислено 485 тысяч студентов. То есть около половины учащихся. Однако прием на заочное и дистанционное обучение во многих вузах пока продолжается, но только на платной основе. То есть по итогам приемной кампании студентов-первокурсников будет более одного миллиона.

Порою негосударственные вузы несправедливо обвиняют в «коммерциализации». Это, мягко говоря, удивительно, поскольку в негосударственные вузы поступают не более10%-12% от общего числа абитуриентов. Тогда и государственные вузы следует называть «коммерческими», так как в них до 50% (а в некоторых кировских государственных вузах до 75%) студентов учатся на платной основе. А вообще определение «коммерческий» в отношении вузов недопустимо – в соответствии с российским законодательством вузы – это некоммерческие организации, целью деятельности которых не является извлечение прибыли.


Бытует мнение, что платное образование — некачественное. Если платишь деньги — то тебя не исключат из университета, и «протянут» до диплома. Так ли это?

- Все очень индивидуально. Предложу такой пример: человек купил очень хороший фотоаппарат, но беспорядочно нажимает на кнопки и не сосредотачивает свое внимание на том, что снимает. Получатся ли у него хорошие снимки? Сомневаюсь. Все зависит от конкретных людей: руководителя вуза, деканов, преподавателей, да и от самих студентов. Есть ведь и такие, кто, заплатив за обучение, хочет получить  от преподавателей и от вуза все, что только возможно. Это, кстати, не редкость, особенно среди тех, кто получает второе высшее образование. Впрочем, я, как и вы наслышан о вузах, в которых запрещено ставить «двойки», чтобы, не дай бог, студента, который «принес деньги» не пришлось отчислить. И вот что поразительно, это практикуется в том числе в самых крупных и «авторитетных» вузах города! Мало того, я знаю вузы, где запрещено даже «тройки» ставить. Что касается нашего института, то за 21 год работы в нем, никто не может упрекнуть меня, что я запрещал преподавателям ставить «двойки» тем учащимся, кто их заслуживал. Мы постоянно отслеживаем результаты успеваемости. В среднем «двойки» на экзаменах получают 3-4% студентов. Они всегда ставились, и, вероятно, будут ставиться и в будущем.


Если вузов становится меньше, сократилась ли от этого конкуренция?  Или наоборот выжить на рынке образования стало сложнее?

- Работать в образовании всегда было тяжело. Сюда, по моему мнению, все-таки идут по призванию, а не для того чтобы обогатиться. Сейчас, безусловно, стало еще тяжелее, несмотря на тенденцию ухода ряда вузов и филиалов из Кировской области. К сожалению, рынок образования у нас очень далек от ситуации «совершенного рынка». Когда рынок развивается свободно, то и работать легче. Но в настоящее время идет жесткое регулирование нашей работы со стороны государства, причем не в пользу учащихся и не для повышения качества образования, как это нередко декларируется. Создаются «тепличные» условия для одних игроков и непреодолимые препятствия для других. Хорошего в такой политике мало. Те, кто привыкает жить и работать «под крышей», быстро расслабляется, теряет не только квалификацию, но вообще забывает о том, для кого и для чего он работает. При этом в таких «тепличных» вузах любят по-рассуждать о некой «эффективности» образования. Но о чем они ведут речь? Понятие эффективности хорошо разработано в экономике, да и применительно к некоторым социальным процессам. В любом случае оно означает максимальный эффект при минимальных затратах, и при таком (правильном) определении многие негосударственные вузы – это самые эффективные образовательные организации. Не получая от государства «ни копейки», да еще платя налоги, умудряются показывать точно такой же результат (требования для всех вузов единые) как те вузы в которые «вбухиваются» миллиарды бюджетных денег!    В конце-концов даже министру образования и науки пришлось согласиться, что формула «эффективности» употреблялась по отношению к вузам некорректно, и что у нас в стране нет «неэффективных вузов».


Сейчас в вузы поступают дети, родившиеся в середине 90-х, когда был демографический спад. Это влияет на качество абитуриентов? И насколько сильно?


- Сокращение студентов ощущают все. По сравнению с 2009 годом их количество сократилось почти в два раза. Например, в нашем вузе прием уменьшился на треть. Что касается качества абитуриентов, то как я уже сказал, - это сложный вопрос. Могу лишь поделиться своими наблюдениями. Если четыре-пять лет назад к нам приходили выпускники школ с довольно слабыми знаниями, и приходилось много внимания уделять, чтобы дотянуть их до необходимого для обучения в вузе уровня, то в последние два-три года уровень базовых знаний выпускников существенно возрос.  

Однако вопрос о знаниях – не простой. А какими знаниями должен обладать выпускник, и не важно, окончил ли он школу, колледж или вуз? Что важнее – количество знаний, которыми он обладает или способность понимать, о чем идет речь, самостоятельно разбираться в сложных вопросах, схемах, моделях? Что должно давать образование - знание или понимание, а быть может развивать интеллектуальные способности человека? Я учился в 80-е годы, и в то время мы много читали, потому что больше нигде, кроме книг,  информацию взять было неоткуда. Мы активно ходили на лекции и стенографировали их лекции, потому что они давали нам уникальные факты, делились последними достижениями науки.  Сейчас же любую новейшую информацию можно найти самостоятельно, только надо знать, где, а так же уметь ее проверять на достоверность. И возникает вопрос - нужно ли знать много? Зачем «забивать мозги» ненужной информацией? Интеллектуальные способности человека за последние 40 тысяч лет не менялись. И пещерный человек, оказавшись ребенком в нашем времени, вполне мог бы освоить и школьную и даже вузовскую программу.  Приведу такой пример. В Финляндии в школах не требуют запоминания таблицы умножения: потому что всегда под рукой есть калькулятор. Так чему следует учить и что такое качество образования?


Как вообще меняются цены на обучение в последнее время? Зависят ли они от курса доллара и евро?

- Стоимость образования, конечно же, зависит от экономической ситуации в стране. В Кирове, к счастью, нет таких вузов, стоимость обучения в которых, привязана к иностранной валюте. В ряду потребностей человека образование не стоит на первом месте. Сначала человек должен обеспечить себя едой, одеждой, крышей над головой, почувствовать уверенность в безопасности своей жизни, и лишь затем он обращается к получению образования. В сложные времена, такие как сегодня, когда наблюдается экономический кризис, люди в первую очередь тратят деньги на удовлетворение насущных для выживания потребностей и лишь потом на образование. Поэтому стоимость образования все последние годы, начиная с 2009 года, падает. Хотя тем, кто учится платно, наверное, так не кажется. Они видят, что цена за обучение растет. Это верно, но  растет гораздо более медленными темпами, чем потребительские цены на большинство других товаров и услуг. Поэтому сейчас подходящее время для тех, кто хочет получить хорошее образование и недорого.


Есть дорогие вузы, а есть с более бюджетными ценами. Расскажите, из чего складывается стоимость обучения?

- В первую очередь, это заработная плата преподавателей - существует определенная регламентированная стоимость часа обучения. В Кирове преподавательские расценки в разных вузах отличаются, но все же не в разы, в пределах 20-30 %. Второе - это стоимость необходимого оборудования для обучения, а так же обслуживания зданий и сооружений, где оно ведется. По этому разделу гуманитарные специальности обходятся дешевле, чем технические. Для инженерно-технического обучения требуются станки, машины, инженерное оборудование. А для гуманитарного, как правило, - нет. Поэтому и стоимость очного обучения на гуманитарных специальностях сегодня в Кирове сложилась на уровне от 40 до 60 тысяч рублей за год. А затраты на подготовку по техническим специальностям обходятся от 100 тысяч рублей в год и выше.
Наконец, третья составляющая стоимости обучения – это расходы на содержание административно-технических работников. В последнее время, после того как государство переложило на вузы главную ответственность за научную деятельность в стране (раньше за это отвечала Академия наук и много численные НИИ), большая доля расходов вузов направляется на организацию научной деятельности.


Аналитики отмечают, что идет «перегруз» рынка труда гуманитарными профессиями, и очень мало поступает абитуриентов на технические факультеты. Как считаете, с чем это связано?

- Не стоит слушать все, что говорят неизвестные аналитики, кстати, неизвестно кем ангажированные: нужно смотреть статистику. Реальность такова: люди с инженерно-техническим образованием в 2,5 раза чаще обращаются в службу занятости населения в поисках работы, чем те же экономисты и юристы. На самом деле во всех вузах России экономистов и юристов, вместе взятых, готовится примерно в пять раз меньше, чем инженерно-технических специалистов. Что касается профессии юриста и психолога, то многие люди в нашей стране учатся по этим специальностям для себя, они просто хотят иметь знания в этих областях, а не потому что мечтают работать по этим специальностям. В последние 2-3 года, вообще наблюдается «всплеск» интереса к получению юридических знаний. Наш вуз отталкивается от потребности клиента - если люди хотят учиться по тому или иному направлению – мы делаем все возможное, чтобы удовлетворить у них эту потребность.


Сейчас в каждом государственном вузе есть платные отделения. Как негосударственный вуз может конкурировать в этой ситуации?  За счет более низкой цены или каких-то других параметров?


- Наше главное конкурентное преимущество - это отношение к студенту. ВСЭИ небольшой, можно даже сказать, камерный вуз, соответственно, мы можем дойти и доходим до каждого студента, с каждым общаемся, вникаем в его проблемы, помогаем, если есть возможность. Многим это нравится. Именно из-за «человечного» отношения студенты из  государственных вузов и даже с бюджетных мест, переходят учиться именно в наш вуз. Здесь они сталкиваются с совершенно другим отношением к себе. А само обучение проходит в ровной, спокойной обстановке, без нервозности и стрессов.  Для нас студент - это главный человек в вузе. Мне пришлось уволить несколько сотрудников только из-за того, что они не могли усвоить это правило. К нам человек приходит, чтобы получить образование, платит за это деньги. Он должен получать не только необходимые  знания, но достойное, уважительное отношение к себе.

Биографические данные:

Сизов Владимир Сергеевич – родился 26 июля 1966 года в г. Кирове.

Образование:
Кировский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (КГПИ), 1990 г. (учитель биологии)
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2004 г. (юрист)
Ученые степени и звания:
Кандидат философских наук (1999 г)
Доцент (2004 г.)
Доктор экономических наук (2006 г)
Профессор (2006 г.)
Основные карьерные шаги:
1989 - 1991 гг. Комиссар Областного штаба студенческих строительных отрядов Кировского ОК ВЛКСМ
С 1997 г по настоящее время ректор Вятского социально-экономического института
Общественно-значимая деятельность:
Эксперт качества высшего образования Рособрнадзора
Главный редактор научно-методического журнала «Вопросы новой экономики» (в списке ВАК России)
Президент Вятского интеллектуального клуба
Действительный член ряда российских и международных общественных академий
Член совета ректоров Кировской области,
Председатель ассоциации руководителей негосударственных вузов Кировской области
Член экспертных и общественных советов ряда федеральных и областных структур Кировской области
Член попечительских советов ряда общественных некоммерческих организаций. 
Награды:
«Почетный работник высшей школы РФ» (2008)
«Почетный работник науки и техники РФ» (2013)
Хобби:
Изучение культуры Китая, дегустация элитных сортов чая, коллекционирование чайной атрибутики; кристаллов, минералов и декоративных изделий из них; гитара.
 

Узнайте больше о персоне: Сизов Владимир Сергеевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: