«Вяткаавиа» планирует организовать перелеты по стране следующим летом

По статистике, в Кировской области воздушным транспортом ежегодно перевозится 25 тыс. пассажиров. Насколько мала эта цифра, становится ясно в сравнении с другими городами с аналогичной численностью населения, где существуют успешные аэропорты - там пассажирский поток может достигать до нескольких сотен тысяч человек в год. При этом, количество кировчан, летающих самолетами, за год реально может вырасти до необходимого для безубыточной работы аэропорта «Победилово» числа 190 тыс. человек – так считает Олег Кочкин, президент компании «Вяткаавиа».

В интервью «Навигатору» Олег Николаевич рассказал, как  появление международного аэропорта в Нижнем Новгороде скажется на развитии авиоперевозок в нашем регионе, зачем местным предпринимателям собственные вертолеты, а также что помогло бы выйти из кризиса аэропорту «Победилово».


Не так давно в СМИ поднялось обсуждение новости о появлении в Нижнем Новгороде международного аэропорта. Что Вы думаете по этому поводу?

- Аэропорт в Нижнем Новгороде существует уже давно, и, видимо, сейчас речь идет о его расширении. Новость, безусловно, хорошая. Для кировчан будет намного проще и удобнее для совершения международных полетов добираться в соседний регион, чем в Москву. Думаю, что это событие станет переходным этапом к моменту, когда и в Кирове появятся собственные международные линии. Другой момент: я предполагаю, что в последствии заполняемость рейса Киров – Нижний Новгород возрастет. На данным момент его заполняемость менее 50%, а как правило, маршрут выходит на рентабельность при загрузке от 70% и выше.


Ранее в одном из интервью Вы отмечали, что создавали частный аэропорт «для души». Что это значит?
- Получилось так, что в 2009 г. я познакомился с Валентином Егоровичем Комлевым — это бывшим директором «Кировавиа». Произошла наша встреча уже после того, как Никита Белых снял его с должности и поставил Александра Андрейчука. Мы познакомились на почве моего интереса к авиации, причем, на тот момент интерес был непрофессиональный. Общение наше стало развиваться, и мы пришли к идее построить аэродром для малой авиации, но не для коммерческого использования, а с целью собрать любителей, которые могли бы базировать свои частные самолеты и летать просто для себя. Так сложилось, что у меня была земля, определенные ресурсы и интерес к данной теме. Примерно за год мы построили аэродром: административное здание, две взлетно-посадочные полосы, каждая из которых в длину 550 м. В общей сложности в проект было инвестировано порядка 13 млн рублей. Так, с конца 2010 года начала свое существование компания «Вяткаавиа». Сейчас в парке авиакомпании находятся три самолета и один вертолет.
Сегодня мы можем выполнять работы по поисково-спасательные работы, которые заключаются в круглосуточном дежурстве экипажа на самолете АН-2 с целью быть готовыми вылететь на поиск потерпевшего бедствие воздушного судна. К слову, над Кировской областью каждый день пролетает более  200 воздушных судов, причем половина из  них — иностранных. Например, для меня было удивительно, что трасса рейса Нью-Йорк — Бомбей пролегает прямо над Кировом. Вообще же, над нашей областью проходит множество различных воздушны трасс: из Скандинавии в Австралию, Новую Зеландию и т.д. Также мы осуществляем работы по оказанию медицинской помощи - санитарной авиации, лесоохране, можем выполнять работы по аэрофотосъемке. Плюсом у нас можно заказать воздушные суда для полетов.  


Насколько востребовано последнее направление?
 - Нельзя сказать, что оно сильно востребовано. На сегодня цена за час полета варьируется в диапазоне 36-39 тысяч рублей. Например, перелет до Москвы занимает 5,5-6 часов, получается, что дорога туда и обратно обойдется в 410 тысяч рублей. Разумеется, для людей это очень дорого. Зачастую полеты на самолетах презентуют в подарок на торжество, например, молодоженам, или кто-то просто изъявляет желание совершить полет. Но перелеты в другие города практически не заказывают, хотя мы способны организовать многие маршруты. На моей памяти было два таких примера. Один раз я сам был заказчиком полета в Пермь, а в другой раз поступила заявка вывезти иностранного бизнесмена после аварии на вертолете в Казань, где пострадавшего смогли уже отправить в Италию. В Кирове этот самолет не мог приземлиться, потому что у нас нет таможни и пограничного контроля.


 У нас в Кирове есть частные владельцы вертолетов?
- Да, есть предприниматель, который время от времени паркует свой вертолет на нашем аэродроме. Также  мне известно, что в области есть еще один вертолет, принадлежащий частному лицу, но я не в курсе, где он его оставляет. Вертолеты нужны им, как я предполагаю, для рыбалки или охоты, но вряд ли используются для рабочих целей. Так что частная авиация у нас в регионе не сильно развита.


 Что из себя представляет рынок авиаперевозок в Кировской области?
 - До недавнего времени единственным был ежедневный рейс в Москву, сейчас два раза в неделю совершаются полеты в Нарьян-Мар, которые организует компания «ЮТэйр». Три летних месяца раз в неделю самолеты «Ижавиа» совершают рейсы в Сочи и в Анапу. Также выполняются полеты по программе перевозок по Приволжскому федеральному округу: Ижевск, Пермь, Нижний Новгород, Уфа, Казань, с сентября планируетя открытие рейса до Самары.
Если честно, мне не понятно,  почему у нас до сих пор существует только один рейс на Москву. Что интересно, цена билета составляет 5 800 рублей, самолет летит практически 2,5 часа. Для сравнения: Боинг из Перми в Москву летит 1,5 часа, а билет стоит 4 500 рублей. Там совершается порядка 8 рейсов в день. Получается, что у нас один рейс стоит дороже и длится дольше, хотя Киров находится ближе к Москве, чем Пермь. Я считаю, давно можно было бы организовать достаточное количество рейсов в столицу и по более приемлемой цене. Думаю, для Кирова было бы оптимально осуществлять 2-3 рейса в день при цене 3,5-4 тыс. рублей за билет. При грамотной маркетинговой и рекламной политике наполнение самолетов стало бы ощутимее больше.  
В целом же, при грамотном подходе у нас в области пассажиропоток мог быть ощутимее больше, а не 25 тысяч человек в год – это очень мало. В среднем дотации областного бюджета аэропорту «Победилово» составляют 250 млн рублей ежегодно. Получается, что область тратит на каждого пассажира дополнительно 10 тыс. рублей, при том, что билет стоит меньше 6 тыс. рублей. Как заявляет руководство аэропорта, предприятие сможет выйти на безубыточность при пассажиропотоке в 190 тысяч человек в год. Если разделить 250 миллионов рублей на это количество пассажиров, то получается на каждого клиента авиакомпании по 1300 рублей. Как вариант, возможно объявить конкурс среди авиакомпаний, на условиях, что если они обеспечат такой поток пассажиров, причем не важно, по какому направлению, то за каждого получат напрямую дополнительно 1 300 рублей. Затем, втечении одого-двух лет прекратить субсидипование. При этом услугами аэропорта буду пользоваться (и, сответственно, получать дотацию) не 25 тысяч далеко не самых бедных человек по одному направлению - в Москву, а 190 тысяч человек, гораздо менее социально защищенных, и по гораздо более развитой географии полетов. Это вполне реально, но пока что, насколько мне известно, никто из руководства нашей области не рассматривал такой вариант.


Как Вы считаете, какое будущее ждет «Аэропорт «Победилово»?
- С момента прихода Андрейчука к руководству аэропортом предприятие постепенно разваливалось. У «Победилово» был сертификат на пассажирские перевозки — его аннулировали. Сертификат на выполнение авиационных работ — постигла та же участь. Была авиационно-техническая база, где 54 человека занимались обслуживанием судов АН-24 - их сократили. Было две эскадрильи летчиков – сегодня на предприятии числится два летчика, которые уже год не летали, плюс сам аэропорт. Вот и все, что осталось от большого работающего предприятия. Конечно, сейчас многое зависит от таланта руководства аэропорта. В любом случае, аэропорт будут продолжать дотировать из бюджета, пока не будет получен результат в 190 тыс. пассажиров в год, а эта цифра при тех темпах роста, которые наблюдаются сейчас, будет достигнута, думаю, только через 7-10 лет. Хотя на мой взгляд, аналогичного результата реально было бы достичь за год, если дотировать не аэропорт, а авикомпании. К решению проблем аэропорта нужен инновационный подход.


О новом директоре «Кировавиа» Андрее Жданове у Вас какое сложилось мнение?
- Я с ним общался несколько раз, у нас хорошие, уважительные отношения. Видно, что человек не боится работы, и реально переживает за свое предприятие. Единственное, чего ему не хватает, на мой взгляд, -  это опыта и образования в сфере авиации, но у нас таких менеджеров в России найти крайне проблематично. Я надеюсь, что с его приходом ситуация сдвинется с мертвой точки. И надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
 


Чем в ближайшем будущем будет заниматься «Вяткаавиа»?
- Мы собираемся сохранять и увеличивать объем авиационных работ, планируем заняться полетами по осмотру и обслуживанию газопроводов и электрических воздушных сетей. Есть еще одна дальняя мечта, над осуществлением которой мы плодотворно работаем уже на протяжении года: осуществить переход к большим реактивным судам, чтобы начать полеты собственными самолетами по стране: Москва, Санкт-Петербург, район Кавказских минеральных вод, Сибирь, республика Коми, юг России. Мы планируем осваивать широкую маршрутную сеть на собственных самолетах, и по оптимистичным планам уже следующим летом мы можем приобрести в лизинг реактивные суда и начать на них полеты.


Досье
Кочкин Олег Николаевич, президент компании «Вяткаавиа» и «Вятка девелопмент»

Дата рождения
31.10.1976
Образование
ВятГТУ (1998) - инженер-системотехник, Московская академия государственного и муниципального управления (2007) - государственное и муниципальное управление.
Карьера
2000-2003 год – заместитель директора ДОАО «УПТК ВИКСЭС».
2003-2004 год – ликвидатор ООО «Механизированная колонна».
С 2004 года - заместитель директора, директор – ООО «ВИКСЭС».
С 2008 года - президент компании «Вятка девелопмент».
С 2010 года – президент ООО «Вяткаавиа».
Хобби
игра на гитаре, авиация

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: