Продовольственного кризиса не будет

Конец лета поверг планету в ожидание мирового продовольственного кризиса. Американская и европейская пресса кричит о засухе, ливнях, ураганах и грядущем голоде. Каковы последствия гибели урожая американской кукурузы ждут нашу страну и озолотит ли наших сельхозпроизводителей повышение цен на зерно — об этом  на страницах «Навигатора» рассуждает Алексей Котлячков, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

В последнее время очень много говорят о начале мирового продовольственного кризиса. Чем он вызван и какими могут быть последствия для России и Кировской области в частности?

- Если говорить откровенно, то я не чувствую приближения мирового кризиса. Мы с вами живем в России, и у нас на данный момент нет предпосылок для его обозначения. Мы не вся планета, и в рамках нашего государства есть определенные продукты питания, необходимые людям каждый день. Это хлеб, молоко, мясо. И предпосылок к тому, что этих продуктов не станет, нет. Зерно в России есть, оно даже экспортируется. Мясо тоже производится, при этом в особенно большом количестве — свинина или мясо птицы. Можно отметить небольшой дефицит говядины и молочной продукции, но он не настолько значителен. Мы не так зависимы в целом от планеты, чтобы говорить сейчас о продовольственном кризисе, и как он на нас скажется. Да, есть голод в Африке. Да, говорят про гибели урожая кукурузы в Америке. Но я бы не стал с точностью утверждать, что из-за одного только неурожая американской кукурузы грянет мировой кризис.
С другой стороны, его наступление могло бы стать для России удобным моментом, чтобы поставлять товары продовольственной группы на мировой рынок. Так, например, мука и рожь, которую производят в нашем регионе, считается лучшей не только в области и европейской части России, но и одной из лучших в мире. Но пока что мы  не чувствуем, что востребованность в нашем продовольствии повысилась. А ведь повышенная  востребованность как раз говорит о кризисе.
Если говорить конкретно про Кировскую область, то мы зависимы, в принципе, от пшеничной муки, потому что в нашем регионе из-за короткого лета и недостатка солнечных лучей зерно не вызревает достаточно для ее производства. Что касается молока, то его производство у нас растет и растет. Так, сейчас уже встал вопрос о необходимости строительства сырного завода в области — это то, что нужно сделать в первую очередь, потому что область молочная.


Однако, если кризис все-таки нагрянет, на рынке неминуемо поднимутся цены на продовольствие. Насколько я понимаю, этот рост цен выгоден нашим сельхозпроизводителям, или это палка о двух концах?

- Всех, конечно, волнует вопрос, будут ли подниматься цены на прилавке. Это обычный рыночный процесс - когда продукта мало, цены становятся выше. Сейчас все зависит от того, как будет работать интервенционный фонд государства, который направлен на выравнивание цен на зерно. Если на рынке много зерна, государство закупает его по более высокой цене. Если зерна мало, цена возрастает, и тогда этот фонд «выбрасывается» на рынок, и закупочная цена для потребителя снижается. Однако есть еще и момент себестоимости производства. Себестоимость продукции у сельхозпроизводителей, как и всех, растет. С первого июля повысились цены на электроэнергию, на топливо, на все услуги. Хоть мы и получаем через государство 50% топлива от нефтяных компаний на льготных условиях, но остальные 50% производителям приходится закупать по полной цене. И поэтому говорить что не будет роста цен, нельзя, инфляционные процессы идут. И конечно, сельхозтоваропроизводителям он выгоден. Но этот рост покрывает те затраты, которые связаны с производством зерна плюс затраты на недополученный урожай, когда деньги вложены, а доход не получен. Получается, что рост цен способен только покрыть расходы.


Если говорить о зерне, то каков урожай на зерновые и другие культуры в этом году в Кировской области? Насколько вообще удачным или неудачным оказался этот год для сельского хозяйства региона?

- Для области это, пожалуй, средний год. Конечно, был очень благоприятный предыдущий год, когда средняя урожайность зерновых составляла 24,2 центнера с гектара. Но нельзя забывать, что мы все-таки живем в зоне рискованного земледелия, у нас земли очень бедные. В этом году пока что половину урожая мы убрали, и урожайность составила на сегодняшний день 20 центнеров с гектара. Если учесть, что средняя урожайность за 5 лет составляет 16-16,5 центнеров, то показатели неплохие. Конечно, уровня прошлого года мы не достигнем. Виной тому небольшая засуха, которая была на юге области, ливни и ураганные ветры, которые прошли в июле, и холодные ночи. Последние факторы стали причиной позднего созревания зерна. Поэтому, например, в Лузе только недавно начали убирать зерно — оно еще не подошло. В нашей области многое зависит от климатических условий. Однако, конечно, дает о себе знать и техническая оснащенность, которую старались проводить в последние годы. Поэтому год средний.


2011 год со средней урожайностью в 24,2 центнера с гектара оказался рекордно урожайным. А как часто в Кировской области бывают урожайные годы?

- Такие урожайные годы, как, например, прошлый, бывают у нас раз в 10 лет. Как я уже говорил, этот год получился средним, так как май, например, если вспомнить, был холодным — были очень холодные ночи. Растения вышли на определенную фазу, а в росте были малы, но даже в июне, когда стало теплее, больше вырасти не смогли. Мы очень зависимы от погодных условий.


Во время аномально жаркого лета 2010 года пострадали многие сельхозпредприятия области. Каково сейчас их положение?

- Действительно, сельскохозяйственным предприятиям позапрошлым летом пришлось нелегко. Тогда им была оказана помощь. И хотя не бывает, конечно, такого, чтобы государство возмещало 100% убытков, но все же последствия не стали катастрофическими. Так, если брать по экономическим показателям, то у нас не сокращено поголовье, не снижено производство молока. Приведу пример. В 2009 году сельскохозяйственные предприятия области приобрели оборудования на 2,5 млрд рублей. На возмещение этих затрат мы израсходовали тогда 136 млн рублей. В этом году на возмещение таких же затрат в бюджете области заложено 200 млн, и мы их уже израсходовали. Эти расходы — они как своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает покупательскую способность производителей, и видно по этим показателям, что производители все еще работают. Конечно, им приходится нелегко. Но все-таки, если смотреть на последствия засухи 2010 года, то они все на данный момент ликвидированы.


Какие меры господдержки сельхозпредприятий сейчас применяются у нас в области. Как Вы считаете, достаточно ли их для развития сельского хозяйства? 

- В качестве одной из мер есть уже упомянутая мной мотивация — возвращение 15% от стоимости новой техники. Сельхозпроизводитель приобретает необходимую ему технику — мы возмещаем 15% ее стоимости. Это очень существенный шаг, который повлиял на обновление технического оснащения наших предприятий. Техника сейчас приобретается максимально производительная, комфортная, которая по качеству отличается от отечественной. От техники ведь тоже очень многое зависит — так как лето в нашем регионе короткое, надо все делать вовремя, и здесь качественная техника просто необходима. Хотя в целом, конечно, господдержки недостаточно. Объясню: в экономике существует такое понятие, как уровень рентабельности для ведения расширенного производства. В сельском хозяйстве показатель этого уровня рентабельности должен составлять 30-35%. В Кировской области  он пока что составляет 23%. Конечно, есть ряд хозяйств, которые вписываются в требуемый уровень рентабельности, но их единицы. И, чтобы выйти на нужный уровень, помощь государства необходима.
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: