Советский пин-ап Валерия Барыкина

Американские журналы 30-х и 40-х годов пестрели нарисованными кокетливыми красотками и были предметом фетиша у солдат, дальнобойщиков и холостяков. Подобные журналы хорошо продавались, но вряд ли читались: мужчин интересовала только яркая картинка, которую они торопились повесить на стену – отсюда и название этой традиции: to pin up — прикалывать.
Сексуальные, но вполне целомудренные образы быстро освоили под свои нужды производители рекламы. В то время, как гражданину США на каждом шагу подмигивала красотка в стиле пин-ап, предлагая освежиться, побриться или заглянуть в закусочную, советскому человеку с плакатов грозили пальцем суровые женщины, милиционеры и пожарники. 

Нижегородский художник Валерий Барыкин скрестил в своих работах два разных стиля: советский плакат и американский пин-ап. Получилось новое направление  - советский пин-ап, который так же, как и в Америке 40-х востребован в рекламе, но при этом является самостоятельным стилем в искусстве.

У стиля пин-ап мощный коммерческий, рекламный потенциал. Вы получаете заказы от коммерческих структур?

– Заказчики действительно есть. Даже скажу, что они многочисленные. Люди хотят что-то такое, что согласуется с их видением. Иногда получаются действительно интересные вещи, когда совпадаешь по настроению с заказчиком. Например, серия иллюстраций для бренда «Жигули» «Московской пивоваренной компании» — это наиболее удачный проект. Мы хорошо понимали друг друга. Мне порой эскизы не нужно было обсуждать. Я выдавал готовые работы, и они на раз принимались.
Бывает и иначе. Еще до событий на Украине я работал с донбассцами - производителями молока. Они мне заказали несколько картинок. То, что получилось, показалось мне каким-то натужным, нарочитым. Я был очень недоволен собой. Они же сейчас пишут, как довольны моей работой, хотят продолжить сотрудничество.

Какие рекламные проекты вы считаете наиболее удачными?

– Прежде всего «Жигули». Товар пользуется огромной популярностью. Появилось много коллекционеров. Мне пишут, например, люди, которые говорят, что пиво вообще не пьют, а покупают только из-за картинок. Это наиболее удачный проект. И для моего развития он хорошо послужил. Во многом своей популярностью я обязан  этим пивным банкам.
Одна московская фирма мне заказывает уже третий корпоративный календарь. Они поставляют оборудование для телестудий по всей России. По мотивам всех трех календарей мы хотим сделать выставку в Москве.
Честно говоря, в последнее время я беру мало коммерческих проектов. Мне интереснее заниматься искусством, нежели коммерцией.

Насколько я знаю, стиль пин-ап возник именно в рекламе?

- Не совсем так. Стиль пин-ап изначально использовался издателями мужских журналов. Лишь потом его подхватили для своей рекламы такие производители, как Coca-Cola и прочие. А потом он перерос в так называемый love-стайл. В нем уже не просто полуобнаженные девушки, там уже истории взаимоотношений: поцелуи, вечеринки. В 60-х годах стиль стал изменяться под влиянием бондианы. Правда, в последствии этот стиль задавила цветная фотография. Вот примерно такая история.

Думаю, зрителей привлекают, в первую очередь, сюжетные контрасты ваших работ. А где внимание, там и рекламодатели.

– Наиболее яркие, эмоциональные моменты нашей жизни построены на контрастах. Нас всегда смешат такие контрастные проявления, как утонченная девушка и грубый строитель или студент и развязная красавица. Тогда наружу выходят эмоции, неловкости, необдуманные поступки. Когда все идет правильно, жизнь становится скучноватой. А когда мы видим такие нелепости, мы заостряем на них свое внимание, реагируем всплеском эмоций. Поэтому основная задача — найти такие сюжеты.

А как вы их находите?

– Бывает по-разному. Иногда я не представляю, каким будет следующий сюжет. Я впадаю в ступор. Мне нужно отвлечься, порой просто немного отдохнуть. И тогда я вижу какой-то плакат, который раньше не попадался на глаза. Иногда просто яркий слоган наводит на мысль, я начинаю фантазировать: что бы делала девушка, какой бы была реакция окружающих. Постепенно возникает что-то интересное.
Часто средние картинки удается вытянуть за счет интересных деталей. Иногда чувствуешь, что не идет, и думаешь: «А давай добавим на заднем плане кота, который ловит голубя». И такая забавная второстепенная линия вытягивает средненькую первую линию. Это наработанные с практикой приемы. Когда уже знаешь, что эту картинку спасет не девушка, а именно кот.
Ничто так не привлекает зрителей, как рассматривание деталей. Люди очень много думают над этим. Иногда они на основе анализа подробностей рассказывают мне что-то о моих сюжетах, чего я не предполагал. Люди живут подробностями, мелочами.
Иногда, уже глядя на готовую работу, я понимаю, что что-то не доделано. Например, в углу должен лежать банан, или сумка, или, например, арбуз. Что-то должно заполнить эту пустоту. Так появляются детали, и именно они приносят благодарное внимание зрителя.

Почему вы используете в своих работах образы известных исторических личностей?

– Это знаковые личности. Я не могу обойти стороной такую противоречивую фигуру, как Сталин. С ним была связана жизнь целого поколения. Мне хотелось куда-то втиснуть эту ключевую фигуру XX века. К этому примешивалось определенное озорство.
Ключевые фигуры настолько мощно вошли в жизнь, что их невозможно обойти или замолчать.

Есть ли у вас заказы от современных политиков?

– Мне не очень интересна текущая политическая реклама. Какой-то нижегородский депутат обращался ко мне, но наше сотрудничество так и не сложилось.
Из наших современников можно было бы использовать образ, например, Владимира Вольфовича Жириновского, но он ко мне не обращался.

Вы выбрали для себя оригинальную нишу и фактически создали свой стиль — советский пин-ап. Есть ли у вас последователи?

– Есть ребята, которые делают что-то подобное. Чисто коммерческие картинки в стиле пин-ап сейчас в моде. Я вижу эту тему шире. Для меня это не только коммерция, хотя, безусловно, есть и коммерческие заказы. Изначально я задумывал это исключительно как творческие работы. Насколько мне известно, такой подход сейчас никто больше не практикует.
Возможно, те кто, так или иначе работает в стиле пин-ап, это очень молодые люди. Воспоминания советского времени у них очень вялые. Они просто не застали его, дух эпохи утерян. Даже у меня это получается не вполне. Хотя иногда что-то удается.
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: