Голосуй за лучшего работника торговли!

Советский гений авангарда

В 2001 году членов Российской академии архитектуры и строительных наук попросили назвать самых выдающихся отечественных архитекторов XX века. Первое место по результатам опроса занял Константин Мельников. Он же стал третьим в списке мировых зодчих. И если потомки высоко оценили его авангардное искусство, то современники резко критиковали, а затем и вовсе отлучили от профессии.  

Последний проект Мельникова был реализован в 1936, когда ему было 46 лет. В те годы он получил мировое признание как «великий русский архитектор», о у себя на родине даже не имел возможности творить.
Константин Мельников родился в 1890 году. Поэтому расцвет его жизни пришелся на годы становления советской власти. В 1918 году молодой авангардист поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета. Это была первая государственная архитектурная артель советского времени.  В ней разрабатывались проекты по перепланировке и реконструкции столицы — так называемый план «Новая Москва».
После смерти Ленина в 1924 г. Мельников победил в конкурсе  на архитектурный проект саркофага для мавзолея вождя. Он намеренно отказался от формы гроба. Саркофаг, предложенный Мельниковым, был необычной геометрической формы, полностью выполненной из стекла. После эвакуации тела Ленина в Тюмень во время Великой Отечественной обратно саркофаг уже не вернулся, судьба его неизвестна.

Гаражи

Авангардные произведения Мельникова не укладывались ни в какие школы и течения, вызывая восторг у одних, и непонимание у других. Мельников проектировал многочисленные клубы и другие общественные здания, а также жилые дома, крупные гаражи, во многом определив облик Москвы 1920-х.
В 1926 году Мельников заинтересовался схемой движения автомобилей при парковке и разработал систему прямоточного паркования. В соответствии с ней он спроектировал здание гаража на Бахметьевской улице в Москве, имеющее форму параллелограмма, с четырьмя разными фасадами в зависимости от их функций. Система Мельникова позволила разместить в гараже 104 больших автобуса марки «Лейланд», сэкономить пространство и получить существенные преимущества: при парковке не надо было маневрировать и двигаться задним ходом.

Еще одним шедевром гаражного строительства стало здание на Новорязанской улице. Оно имеет форму, напоминающую гигантскую подкову. Мельников выбрал ее из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка.

Клубы

В 20—30-е годы в СССР началось активное клубное строительство. этому способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти проектов рабочих клубов в Москве и Московской области шесть принадлежат Мельникову. Все они отличаются по форме, размеру и функциональности. Но каждому их них присущи общие черты: гибкая система залов и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство.
Одним из первых стал клуб завода «Каучук» в Москве. Здание составлено из нескольких простых геометрических объемов, динамически развернутых в угловом пространстве участка.
Дом культуры им. Русакова стал первым в мире зданием, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех зубцах-выступах.
А в клубе химзавода имени Фрунзе предусмотрена возможность увеличивать вместимость зала за счет помещения, расположенного над бельэтажем. Для этого вертикальная стенка раздвигалась, и дополнительная часть зрителей могла смотреть представление ниже уровня партера основного зала.
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Facebook

Новости компаний