Голосуй за лучшего работника торговли!

Любимец Сталина

Любимец Сталина

Архитектор Алексей Щусев родился в дворянской семье, но это не помешало ему сделать блестящую карьеру при советской власти. За свои творения он четыре раза получал сталинскую премию. Именно по проектам Щусева построены Мавзолей Ленина, Казанский вокзал в Москве и станция метро «Комсомольская».

Еще будучи студентом Высшего художественного училища в Санкт-Петербурге  Алексей узнал из газеты о смерти генерала Шубина-Поздеева. Он быстро разработал эскиз надгробия, без рекомендаций пришел к вдове и сумел убедить ее отдать заказ ему. Так на кладбище Александро-Невской лавры появилось первое творение Щусева - квадратная часовенка под шатром.
За свой дипломный проект «Барская усадьба» Щусев получил Большую Золотую медаль и право на заграничную командировку, чем он и воспользовался, отправившись в археологическую экспедицию в Самарканд.
Вернувшись из поездки, молодой талантливый архитектор поселился в Санкт-Петербурге. Реставрировал храмы, строил частные усадьбы и дома и даже проектировал иконостас для Киево-Печерской лавры.
 

Лидер неорусского стиля

К 1900 году он стал безусловным лидером неорусского стиля (национальной версии модерна) и каждую свою постройку рассматривал как творческий манифест. Он вольно интерпретировал мотивы древнерусской архитектуры, использовал ассиметричные формы, крупные, доведенные до гротеска детали декора. 
Щусев стал победителем конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала и главным архитектором проекта. Для этого ему пришлось переехать в Москву. Вокзал он строил не одно десятилетие, начиная с 1913 года. Отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана продолжались уже в другую эпоху до конца 1930-х годов.

Советские годы
После Октябрьской революции Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. Он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва». Это была первая советская попытка создать реальную концепцию развития столицы в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла. Этот проект был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генплан реконструкции столицы 1935 года.

Строительство Мавзолея
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади. Самая первая деревянная постройка возводилась под его руководством в считанные часы ко дню похорон 27 января 1924 года. Уже тогда сооружение представляло собой кубический объем со ступенчатым завершением. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, было решено построить долговременный мавзолей. Щусев выиграл конкурс и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное гранитом и лабрадоритом. В нем смешались архитектура авангарда и стиль ар-деко.

Одним из последних творений Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая». Она отражает торжество победы над фашизмом и вписана в цилиндрический тюбинг самого большого диаметра. Подземный вестибюль с мозаичными панно достраивали уже после смерти автора. Он получился с несколько утрированным рельефом декора, что не соответствовало проекту Щусева.

источник фото: наука-религия.рф

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Facebook

Новости компаний