Голосуй за лучшего работника торговли!
Аренда офиса в центре города Кирова
Голосование за дороги в Кирове

Хочешь быть писателем — попробуй! История одного бизнес проекта

Наталья Осипова — известный в Кирове предприниматель. Много лет она руководит Коммерческим центром «Вятский» и одновременно организует проекты в сфере образования и культуры, самые известные из которых «Я (не) уеду из Кирова», «Позитивный горожанин: Look at Vjatka» и «Лекции в Политехническом».

Два года назад Наталья Осипова вместе с известным писателем Майей Кучерской запустили новый проект - литературную мастерскую Creative Writing School. За два года существования она превратилась в серьезный бизнес, который делает совместно кировская и московская команда уже не в нашем городе, а в Москве.
О своем новом проекте и ведении бизнеса в столице предприниматель-филолог рассказала «Навигатору».

Как возникла идея открыть литературную мастерскую? С чего вообще все началось?

- Ко мне в гости приехала Майя Кучерская. В то время она собирала материал для новой книги, а я организовывала ее пребывание в Кирове: встречи, экскурсии, прогулки по городу. Мы много говорили о современном литературном процессе, о том, кто и как становится писателем и о том, что сейчас у нас не время читателей, а время писателей. Майя Кучерская не только писатель, но и профессор Высшей Школы экономики. Она мечтала  открыть в «вышке» новое направление — creative writing или «творческое письмо».
Но ВШЭ — большой, неповоротливый институт, решения там принимают долго и медленно. Насколько мне известно, магистратура по creative writing все-таки откроется, но только в следующем учебном году. А у нас уже огромный проект, в который вовлечены сотни людей.

Как организовано обучение в Creative Writing School?

- Литературные мастерские в Москве работают в трех форматах: двухнедельные летние интенсивы, 10-недельные очные осенние и зимние программы и онлайн-курсы.
В очных курсах вступительного испытания нет, но есть творческое задание мастера курса. Учеников в свою мастерскую отбирает мастер, и у него есть право кого-то не взять.  Онлайн принимает пока всех желающих. Обучение в этом случае происходит на платформе, которая работает, как социальная сеть: там есть модератор — волшебный помощник для решения всех мелких проблем, мастер-рецензент, который читает задания и пишет на них развернутые отзывы, и группа однокурсников, которая общается в чате, делится успехами и неудачами, комментирует тексты сокурсников. И эта онлайн жизнь получается очень веселой и полезной.
Каждый пишущий человек задумывался о том, чтобы пойти в литературный институт. Но это целый этап жизни. А наши интенсивы - это две недели веселья с такими же, как ты, пишущими людьми. За  короткое время можно понять, насколько твои тексты конкурентноспособны, хочешь ли ты вообще в будущем с утра до вечера заниматься написанием рассказов. В любом случае у каждого участника проекта улучшается качество его письменной речи и появляются практические навыки, необходимые не только писателям, но всем пишущим людям. А пишут сейчас все, мы все — авторы своих постов в социальных сетях, мейлов, смсок и т. д.
Деловая переписка тоже требует навыков писателя. Нужно написать так, чтобы твое письмо обратило на себя внимание, заинтересовало. Значит, нужно выстроить его и композиционно, и образно. Миссия CWS — это повышение массовой культуры письма.

Есть ли подобные школы в России?

- В России сейчас бум дополнительного образования, поэтому есть и различные литературные курсы. Но ни одна из этих школ не использует западные методики, адаптированные к русской литературной традиции. В этом CWS уникальна. Мы делаем ставку на практику: конкретные приемы и навыки.  У нас есть мастерские прозы, поэзии, сценария, драмы, фантастики, автобиографии, перевода, научной журналистики и графического романа. Занятия с мастером — основа обучения, но еще есть общие для всех лекции. Этим летом мы впервые всей школой ездили на пикник в Ясную Поляну, и решили, что теперь это будет ежегодным летним событием CWS.  Личность писателя формируется и развивается внутри сообщества. Именно его мы и создаем.

Как и где вы находите преподавателей?

- Наши мастера — это известные писатели и филологи. Майя Кучерская, Марина Степнова, Михаил Угаров, Виктор Сонькин, Александра Борисенко, Дмитрий Быков, Ирина Якутенко, Ксения Молдавская, Ирина Лукьянова. С этого сезона к нам присоединилась Ольга Славникова, Анна Старобинец и Юлия Лукшина. Состав преподавателей постоянно меняется в зависимости от той программы, которую мы открываем.

Ваши студенты — кто они? Много ли желающих?

- Желающих стать писателями — огромное количество. Мы ждали одну аудиторию, например, хипстеров, которые придут к нам развлекаться, учиться писательству от безделья. Но пришла очень интересная публика: кандидаты наук, неработающие мамочки в декрете, действующие журналисты, которые хотят повысить свою квалификацию.  Еще у нас есть детские и подростковые группы,  туда приходят и пишущие дети, и те, кто наделен воображением и хотел бы научиться писать. Для подростков очень важно, что по окончании проекта они получают сертификат.

Многие рассматривают писательство как творчество, некий дар. Разве можно обывателя научить быть писателем?

- Я перескажу слова Майи Кучерской. Дару научить нельзя, его нельзя передать. Но можно научить простым приемам, научить избегать типичных ошибок.
Литературный процесс — это большой слоеный пирог. На вершине — известные востребованные писатели. Кто-то из них гений, кто-то в свое время нашел правильную тему, кто-то просто оказался в мейнстриме. Есть писатели второго эшелона. А есть огромное количество просто пишущих людей. Так вот без этого чернозема, без этих безымянных авторов не будет литературного процесса, не будет гениев.

Допустим, вы помогли написать человеку роман. Рассказываете ли вы о том, как выпустить книгу за счет издательства и заработать на этом.

- Последнее занятие каждый мастер посвящает тому, как издать свою книгу. Рассказывает, что делать, когда у тебя есть готовое произведение. Как работать с издательствами. Кто такие литературные агенты. В каких конкурсах нужно участвовать. Ответы на все эти вопросы наши ученики получают в конце курса.
Мы учим и тому, как отвечать на критику. У каждого ученика в конце обучения есть уже законченное произведение. Финальный рассказ читает не только мастер, но и приглашенный гость. В разное время такими приглашенными рецензентами были Александр Архангельский, Виктор Драгунский, Ольга Славникова — известные писатели и строгие критики. Ученик получает не только субъективную оценку мастера, который его учил, но и совершенно независимое мнение приглашенного критика.

Литературные курсы, особенно в Европе, сейчас явление очень популярное, как вы думаете, с чем это связано?

- Мне кажется, что экономический кризис заставляет людей думать о новых путях развития. Люди идут учиться, когда не могут найти работу. Времена кризиса освобождают время и заставляют переоценивать ценности. Это личностный вызов. Нужно принять решение, что делать дальше. С другой стороны, для взрослого человека, пережившего травму, потерю, трагедию, писательство дает шанс отдать свой уникальный опыт, свою боль тексту. Сделать из своей истории — книжку, отстранив от себя трагедию и отдав бумаге. Творчество — лучшая психотерапия. А мы живем в очень травмированном обществе, где у каждого своя боль и своя драма.

Вы долгое время занимались бизнесом в Кирове. Каково начинать свое дело в Москве? Есть ли принципиальные отличия ведения бизнеса в столице в сравнении с провинцией?

- В Москве ничего не изменилось со времен Фамусова - кругом связи. Я столкнулась с тем, что ни мои деловые качества, ни мое имя никому в Москве не интересны и не известны. Я ни с кем не договорюсь, если перед этим не позвонит Майя Кучерская и не расскажет, кто я такая и что мне надо.
Москва — бездонный рынок. У москвичей выше покупательская способность, 80% всех денег РФ вращаются в Москве. Поэтому  вложения окупаются быстрее. Тут очень легко начать свое дело. В Кирове мы бы не смогли делать этот проект. Кто у нас пойдет учиться за деньги быть писателем?
Московские цены и зарплаты впечатляют. Я долго не могла понять, как одна работа в Кирове и Москве может стоить так по-разному. В два-три раза все дороже. Поэтому часть  команды CWS – кировская. Мы работаем в Москве по кировским ценам, и это делает бизнес конкурентным. Еще часть команды — это волонтеры, многие из которых потом переходят в штат проекта.

Как вам удается совмещать руководство бизнесом в Кирове и в Москве?

- Тяжело. Бизнес в Кирове требует принятия решений в условиях кризиса. Я должна выполнять свои обязанности перед государством и работникам. Без команды КЦ «Вятский» и ООО «Никольский» я бы не смогла удерживать бизнес более 11 лет. На них я опираюсь, им доверяю и очень дорожу этими людьми. Но все финансовые и кадровые решения принимаю я, ответственность на мне. В CWS такая команда только формируется.

Если писательству можно научить, то можно ли научить бизнесу?

- Думаю, что нужна сильная мотивация, тогда можно научиться всему. В моем случае бизнес был не личным выбором, а вынужденным решением: после гибели мужа мне пришлось научиться зарабатывать деньги. Бизнес — не женское дело. Но в результате 11 лет работы я приобрела те навыки, которые позволяют делать CWS. В каком-то смысле, писательская школа объединила эти мои две ипостаси — филолога и директора.

Персона в статье: 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Facebook

Новости компаний